06 авг 00:14Досуг

Каким будет экраноплан будущего?

Проект этого невероятных размеров морского чудовища захватил умы инженеров американской корпорации «Боинг». В мире транспорта машина будущего, которой уже дали имя «Пеликан» (Boeing Pelican), станет тем же, чем в мире животных является утконос – то есть диковинным гибридом. Полу-самолет, полу-аэроглиссер он помчится всего в 6 метрах над волнами, опираясь на воздушную подушку. Благодаря его поражающим воображение размерам, самые большие самолеты дня сегодняшнего перейдут в разряд «небесных карликов». Судите сами – длина фюзеляжа – 200 метров; размах крыльев – 150 метров, грузоподъемность 1400 тонн.

Самый большой в мире транспортный самолет Ан-255 «Мрия» не выдерживает с этим гигантом никакого сравнения. При размерах всего вдвое меньше, «Мрия» может поднять в воздух всего 300 тонн груза, то есть в пять раз меньше «Пеликана». Если же сравнивать детище «Боинга» с морскими кораблями, то даже самые современные грузовые суда, покажутся рядом с ним запыхавшимися улитками. Скорость «Пеликана» – 600 километров в час, что в 15 раз быстрее, чем может двигаться сухогруз или контейнеровоз.

Каким будет экраноплан будущего?


Надо сказать, что этот чудо-самолет на самом деле не является исключительным продуктом американской инженерной мысли. «Прадедушки» «Пеликана» строились еще полвека назад в бывшем Советском Союзе, где такие машины получили русское название «экранопланы». В те годы шла холодная война, и отношения между русскими и американцами были примерно такими же «теплыми», как у двух скалящихся друг на друга питбультерьеров. Две страны соревновались в гонке вооружений, и любой проект, который мог дать стратегическое преимущество над конкурентом тут же получал поддержку военных.

И вот примерно 65 лет назад в Советском Союзе конструктор Ростислав Алексеев создал проект морского судна, которое умело взлетать. Хрущев, тогдашний руководитель СССР, предоставил ученому почти неограниченные средства на создание такой машины. Получив «добро», Алексеев не стал углубляться в сложные расчеты, а предпочел действовать путем экспериментов. Из папье-маше он создал сотни уменьшенных моделей экраноплана (длиной около 1 метра), и изучал их аэродинамические свойства. Потом отобрал лучшую.

Выбрав подходящую форму для экраноплана, советские инженеры приступили к созданию первых безмоторных конструкций, которые испытывали на воде, прицепив на буксире к морским судам.

Каким будет экраноплан будущего?


Первый настоящий экраноплан появился на свет в 1966 году.

Секретные службы США, которые наблюдали из космоса чуть ли не за каждым метром территории СССР, в один прекрасный день обнаружили огромный самолет, который мчался над поверхностью Каспийского моря. Этот гигант – его на Западе тут же прозвали «Каспийским монстром» – имел 100 метров в длину и весил 550 тонн. 10 мощных моторов этого водяного динозавра поднимали его над поверхностью моря на высоту от 30 сантиметров до… всего лишь нескольких метров. Однако благодаря внушительным размерам аппарата, даже пятиметровые волны на море не могли помешать его полету.

«Каспийский монстр» (советское обозначение КМ-1, что означало «корабль-макет», а вовсе не «каспийский монстр») стал уникальной гигантской лабораторией. Эта лаборатория дала конструкторам возможность продолжить испытания экранопланов – аппаратов, которые держатся в воздухе благодаря воздушной подушке, возникающей между крыльями аппарата и ровной поверхностью. КМ-1 продолжал бороздить Каспий вплоть до 1980 года, когда он потерпел аварию и затонул.

Еще до своего трагического конца «монстр» успел обзавестись солидным «потомством». Три новых экраноплана получили названия «Орленок», «Лунь» и «Спасатель». Эти аппараты также как и их «папа» взлетали с воды и садились на воду, однако отличались несколько менее внушительными размерами.

Первый из этой серии – «Орленок» – появился на свет в начале 1970-х годов. В длину он был примерно 58 метров. В отличие от КМ-1 «Орленок» умел побеждать земное притяжение. Благодаря более изящной конструкции крыльев, экраноплан мог летать как настоящий самолет, забираясь на высоту до 3000 метров.

Каким будет экраноплан будущего?


«Орленок» был создан как военно-транспортный корабль, задача которого – доставлять солдат и боевую технику к месту сражения в ходе наступательной операции. Всего таких экранопланов было построено четыре.

Вторым потомком «монстра» стал «Лунь» длиной 74 метра. Это была очень грозная машина. На «Луне» устанавливались ракеты, которые могли нести на себе даже ядерные боеголовки.

В 1989 году после гибели атомной подводной лодки «Комсомолец» советское правительство приняло решении о строительства экраноплана «Спасатель». «Спасатель» мог бы совершать посадку среди девятиметровых волн, брать на борт до 500 человек и работать летающим госпиталем. Однако Советский Союз распался, и экономический кризис не позволил достроить эту уникальную машину. Сегодня ни один из российских экранопланов не летает. Почти все они ржавеют на военных базах или на территориях заводов.

Теперь, когда за проектирование «Пеликана» взялись специалисты «Боинга», экранопланы могут пережить второе рождение.

«Пеликан» разрабатывается по заказу армии США, которой требуются новые виды транспорта для доставки солдат и боевой техники в отдаленные зоны конфликтов. Что бы сказал сегодня Ростислав Алексеев, узнав, что за океаном вчерашний противник использует его разработки в военных целях? Вряд ли он был бы доволен. Однако он наверняка не стал бы отрицать, что самолет, подобный «Пеликану» может парить над волнами.

Гигантский американский экраноплан помчится над поверхностью воды, потребляя при этом значительно меньше топлива, чем обычный самолет.

«Наш проект покажется привлекательным всем, кто хочет с большой скоростью перевозить важные грузы по всему миру» – говорит Блэйн Роудон, руководитель проекта в компании «Фэнтом Уоркс», исследовательском подразделении «Боинга».


Будет ли «Пеликан» когда-нибудь построен? Если да, то поначалу он станет выполнять чисто военные задачи. «Пеликан» будет единственным в мире самолетом, способным перенести 17 танков «Абрамс М1″ на расстояние 18.500 километров», – рекламирует свое детище Блэйн Роудон. Если кто-то думает, что экраноплан разобьется о первые же встретившиеся на море скалы, он сильно заблуждается. «Пеликан» может превратиться в обычный транспортный самолет и подняться в небо на высоту 6.000 метров. Так что препятствия ему не страшны. Правда, поднявшись высоко в небо, «Пеликан» потеряет многие из своих преимуществ: он больше не сможет использовать эффект воздушной подушки, а вихри, которые создают в воздухе его винты, будут сильно тормозить машину. В этих условиях экраноплан сожжет значительно больше топлива, чем обычный самолет. Одно хорошо – конструкция позволяет «Пеликану» сохранять устойчивость при высотном полете, и грустная участь «Каспийского монстра» ему не грозит.

Итак, «Пеликан» может летать как птица, но вот пловец из него, в отличие от российских экранопланов, никудышный. Для взлета и посадки ему нужна твердая поверхность. При посадке пилот должен аккуратно поставить самолет на… 76 колес. Именно столько их требуется для поддержания огромной массы самолета. Если речь идет о полете с военной базы в США и о приземлении на ВПП союзников, все это не имеет особого значения. Однако, когда начинаются разговоры о гражданском применении «Пеликана», возникает много вопросов и сомнений.

«Я не могу понять точку зрения инженеров «Боинга», – говорит сотрудник Высшей национальной школы аэронавтики (Франция) Стефан Обен, – Без сомнения значительно легче и дешевле принимать «Пеликан» в каком-нибудь морском порту типа Бреста или Туниса, чем заставлять его садиться на взлетно-посадочные полосы аэродромов. Ведь эти полосы еще надо специально реконструировать для приема такого сверхтяжелого летательного аппарата».

И в самом деле, расходы на подготовку аэропортов могут оказаться значительно выше стоимости сэкономленного экранопланом топлива.

«Стоило бы опасаться еще одной вещи, – продолжает Стефан Обен, – А что если этот огромный самолет потерпит аварию где-нибудь посреди океана?». Умение плавать «Пеликану» в этом случае точно бы не помешало.

Сомнения закономерные. Остается надеяться, что специалисты «Боинга» еще что-нибудь придумают.

Какое гражданское применение могло бы быть у «Пеликана»? Конечно, он мог бы стать трансконтинентальным воздушным кораблем. Однако по роскоши и комфорту он всегда будет проигрывать большим океанским лайнерам, а по скорости – любому реактивному самолету, например, тому же гиганту Ан-225.

Скорее всего, «Пеликан» можно будет использовать в качестве скоростного перевозчика больших грузов. Сейчас, например бананы из Центральной Америки грузят на корабли зелеными, а по пути в Европу они дозревают в трюме. Иначе нельзя – за время трансокеанского рейса спелые бананы испортятся. А вот на «Пеликан» можно бы было погрузить партию поспевших под настоящим экваториальным солнцем плодов и быстро доставить их через океан.

Однако, чтобы наладить такие регулярные рейсы, экраноплану нужны относительно спокойные воды, например, Средиземное море или Индийский океан. Мощные бури Атлантики будут часто заставлять «Пеликан» подниматься высоко в воздух, где все преимущества экраноплана сойдут на нет.

Источник alfaed.ru