История деревянного зодчества
Строить жилища из дерева человек начал гораздо раньше, чем возводить каменные сооружения. Когда-то вокруг Средиземного моря, которое считается колыбелью нашей цивилизации, росли густые леса, изобилующие и широколиственными, и хвойными растениями. Современные степи и пустыни появились из-за изменений климата и частично под влиянием антропогенного фактора - активной вырубки деревьев населявшими эти территории людьми.
Самые древние из сохранившихся до нашего времени деревянные постройки археологи относят к восьмому тысячелетию до нашей эры. По остаткам срубов можно сделать вывод, что большей частью это были примитивные сооружения прямоугольной формы, не имеющие окон и внутренних перегородок, с очагом в центре и отверстием над ним. По тому же принципу строились появившиеся позже в древнегреческой культуре здания – мегароны. Вход в мегарон был оборудован открытым портиком, из которого можно попасть в прямоугольный зал, вытянутый в глубину. Крыша опиралась на деревянные столбы, тянущиеся рядами вдоль помещения. Бревенчатые стены не имели окон. В центре мегарона находился очаг, над которым располагалось единственное отверстие, обрамленное опирающимися на столбы балками, оно служило и для отвода дыма, и для освещения. Мегароны были как жилыми домами, так и культовыми сооружениями. Позднее по такому же принципу стали строить греческие храмы. Правда, в более поздних постройках из дерева был только каркас здания, в качестве фундамента применялась каменная кладка, а наполнителем стен был мелкий камень, смешанный с глиной.
Для архитектуры древней Финикии также характерно предпочтение дерева. Ливанский кедр, широко распространённый в тех местах, является превосходным строительным материалом. Его древесина прочная и долговечная, а при правильной обработке она может служить хоть тысячу лет, чему и в наше время имеются подтверждения. Финикийские мастера считались непревзойденными в области архитектуры, их приглашали для создания самых важных строений, например, Храма Соломона. По большому счету, современные деревянные дома сохраняют основные черты зданий, созданных много веков назад по финикийским проектам.
Культура древнейшей Индии, благодаря расположению этой страны в джунглях, также тяготела к деревянному зодчеству. К сожалению, из-за климата, в котором дерево быстро разлагается, до нашего времени не дошло ни одного строения, ученые могут судить об их внешнем виде только по каменным барельефам в пещерных храмах. Эти изображения свидетельствуют, что древнеиндийская архитектура отличалась от европейской. Для зданий была характерна округлая форма, тогда как в Европе основой планировки всегда был прямоугольник. Центральный столб служил опорой стоящему на земле куполу в форме полусферы. В древних каменных постройках, сохранившихся до наших дней, прослеживается преемственность архитектурных традиций: та же округлость, отсутствие углов и поддерживающий всё сооружение столб. Такая конструкция была удивительно устойчива, никакой даже самый современный дизайн дома не может соперничать в надежности с простоявшими тысячи лет зданиями древних.
О русском деревянном зодчестве написано огромное количество научных статей и литературных произведений. Восточные славяне жили в смешанных лесах, которые были для них отличным источником стройматериала. Основой любого здания был собранный из четырех или восьми бревен венец, сруб собирался из венцов, уложенных друг на друга. К основному срубу могли пристраиваться дополнительные. Изначально здание могло быть только четырехугольным или восьмиугольным, в зависимости от количества бревен в венце, но по мере добавления пристроек всё сооружение приобретало всё более причудливую форму. Пример самого великолепного и самобытного деревянного строения – царские палаты в Коломенском, построенные для семьи государя. Началось строительство комплекса в 1667 году при царе Алексее Михайловиче, а закончилось в 1681, когда на троне был старший брат Петра I Фёдор Алексеевич. Само здание не сохранилось, но существует огромный архив, в котором имеются и чертежи, и зарисовки, и подробные описания этого шедевра архитектуры. Дворец возводился не по тем принципам, по которым строят современный загородный дом, выдержанный в едином стиле. Палаты для царя, царицы и каждой из царевен начинали строиться одновременно на некотором расстоянии друг от друга. Когда все сооружения, имевшие от двух до четырех этажей и особым образом отделанные, были готовы, их соединили между собой сложной системой переходов. Необычность и красота всего дворца поражала глаз, каждый из срубов имел свой индивидуальный декор, форма куполов и скатов была причудлива и разнообразна, кружево резьбы превращало любую кромку, ставень или наличник в легкое украшение.
Конечно, современный дизайн дома требует в первую очередь функциональности, но и красоте уделяется достаточно внимания при составлении проекта. В наше время архитекторы принимают во внимание накопленный тысячелетиями опыт древних строителей, и с успехом его используют при создании деревянных домов.