31 окт 14:44Авто

Интересные факты о гонках «Формула-1»

Гонки «Формула-1» считаются самыми престижными в мире кольцевыми автогонками, и поэтому неспроста их называют «королевскими». Для многих гонщиков попасть в команду F1 превращается в саму «цель» жизни. Здесь радость победы от полного фиаско отеляются сотыми долями секунды, а всемирная популярность и многомилионные гонорары являются пределом мечтаний для гонщиков.


Карьера


Чтобы стать успешным гонщиком необходимо начинать тренировки еще в раннем детстве. Например, всем известный семикратный чемпион Михаэль Шумахер сел за руль карта в четыре года. Чтобы попасть в «Формулу-1» необходимо проявить себя в гонках младших серий, таких как «Формула-3» и «Формула-2» и еще обязательно внести членский взнос. Например, членский взнос российского пилота Виталия Петрова составил 15 млн. евро – в «королевских» гонках все должно быть по-королевски!


«Формула-1» – соревнования для молодых и самых одаренных! В настоящее время начало карьеры именно в F1 начинается в среднем в возрасте 20-22 лет, а к 35-37 годам пилоты уже заканчивают свою карьеру. Это обусловлено физиологическими особенностями организма, потому что пик формы может быть достигнут именно в этом диапазоне.


Трудно поверить, что в 35 лет молодой здоровый мужчина в прекрасной физической форме, ясном уме и с колоссальным опытом гонок становится все менее конкурентоспособным. Проигранные молодым сотые доли секунды не оставляют ему шансов на успех вследствие «устаревания» головного мозга. Вышеупомянутый Михаэль Шумахер является, пожалуй, одним из ярких исключений из данной статистики – этот талантливейший гонщик закончил карьеру в 42 года.


Здоровье


Можно сказать, что соревнования F1 проходят на пределе человеческих возможностей и требуют от пилота максимальной отдачи, максимальной концентрации, максимальной точности выполнения каждого элемента и максимальной выносливости.


Перегрузки в F1 одни из самых высоких. В некоторых поворотах пилоты испытывают до 4-5g. Не все люди способны выдержать даже прямые перегрузки в 4g, не говоря о боковых, которые выдержать значительно сложнее. Перегрузки на торможении, достигающие 5g, приводят к отслоению сетчатки глаз – профессиональному заболеванию гонщиков F1. Кроме них такие же перегрузки (на торможении) испытывают лишь пилоты палубной авиации при посадке.


За гонку пилот может терять более 2-3 кг массы вследствие обезвоживания. Более сильное обезвоживание опасно для пилота и может привести к нарушению психомоторных функций, что на больших скоростях очень опасно.


За гонку пилот сжигает около 600 ккал, а сердцебиение достигает 190 ударов в минуту. Трудно поверить, что сидя внутри болида пилот за гонку тратит столько же энергии, сколько тратит спортсмен за один час интенсивного бега на лыжах, при этом пилот испытывает такие перегрузки, от которых можно потерять сознание.


Скорость


Максимально разрешенная скорость – 363 км/ч. Серия F1 не является самой быстрой серией автогонок, однако по средней скорости она таковой является.


На скорости около 200 км/ч прижимная сила, действующая на болид, сравнивается с его весом, поэтому на такой скорости болид может теоретически ехать по любой ровной негоризонтальной поверхности. Разгон болида от 0 до 100 км/ч происходит за 1,7 с; от 0 до 200 км/ч – 3,8 с; от 0 до 300 км/ч – 8,6 с. Торможение со 100 км/ч до 0 – 1,4 с и 17 м. дистанции; торможение с 200 км/ч – 2,9 с и 55 м. дистанции; торможение с 300 км/ч – 4 с.


Болид


Болид Формулы-1 представляет собой углепластиковый монокок с четырьмя расположенными вне корпуса колесами, из которых задние два являются ведущими. Минимальный вес болида с Halo и без топлива - 733 кг.


В Формуле-1 используются четырехтактные V-образные шестицилиндровые двигатели с турбонаддувом с углом развала цилиндров 90° и объемом 1,6 литра. Максимально разрешенные обороты двигателя – 15000 об/мин. Мощность двигателей – около 750 л.с., расход – около 70 л на 100 км. Для максимальной эффективности вождения болиды оснащаются системой рекуперации кинетической энергии KERS и системой снижения турбулентности DRS (регулируемое заднее антикрыло).


Тормозная система болида оснащается вентилируемыми дисками из углеволокна, которые во время гонки при интенсивных торможениях нагреваются до температуры 1000 °C.


Болиды перевозят в разобранном виде, и уже на месте проведения соревнований инженеры собирают машину по частям и настраивают под конкретные условия. В отдельных случаях, собранный болид перевозят спецтранспортом до трассы. Так, например, при проведении показательных выступлений на Moscow City Racing для доставки болида в центр Москвы была задействована московская служба эвакуации Горюнов-Авто.


Стоимость одного болида F1 – около 15 млн. долларов.


Команда


Средняя масса багажа команды «Формулы-1» составляет 28 тонн. С таким багажом команда путешествует по миру на каждый Гран-при. Сюда входят не только болиды и запчасти к ним, но и несколько грузовиков с комплектующими для сборки гаражей и «моторхоумов» – кочевых офисов команд. Например, «дом» McLaren имеет 18 м в длину и 14 м в ширину, а также 3 этажа в высоту. Внутри гостевые зоны, переговорные, офисы, туалеты, душевые, медкабинет и кухня. В таком «моторхоуме» могут разместиться 140 гостей, к услугам которых 60 плазменных панелей для наблюдения за гонкой. Сборка дома со всей «начинкой» занимает 35 часов, разборка – 22 часа.


Общая численность команды F1 может достигать 500 и более человек.


Формула-1 в России


Королевские гонки с 2014 года проводятся и в России – в Сочи. «Сочи Автодром» – это самая современная трасса в Восточной Европе, единственный в России автодром, принимающий Гран-при Формулы-1.


Создатель сочинской трассы – главный архитектор «Формулы-1» Герман Тильке. «Сочи Автодром» – его 11-я работа на сегодня.


Протяженность круга сочинской трассы составляет 5853,7 м. Пилоты проезжают круг в среднем за 96,9 с, проходя 18 поворотов (12 правых и 6 левых). А самая длинная трасса чемпионата – Гран-при Бельгии (7004 м дистанции, даже у самых быстрых пилотов на нее уходит больше 2 минут).


Скорость в поворотах в Сочи достигает 305 км/ч, на прямых – до 320 км/ч. А самая быстрая трасса в чемпионате – итальянская Монца: в 2005 году Кими Райкконен разогнался там до 370 км/ч.


Ширина нашей трассы считается оптимальной – 13-15 м. Самая узкая трасса «Формулы-1» расположена в Монте-Карло (12 м).


Теперь и в России любители автоспорта за вполне умеренную цену могут посмотреть на королевские гонки, даже не выезжая за пределы страны.