Тонирование по ГОСТу — какие нормы нужно знать автолюбителю

Несмотря на то что тонировка стекол машины большинством автолюбителей воспринимается как элемент декоративного оформления машины и защиты от интенсивного солнечного света, действующие ПДД уделяют внимание и тому, насколько пленка ограничивает обзор водителя и мешает управлению. Может статься, что, переусердствовав с тонированием, владелец транспортного средства заимеет серьезные проблемы с ГИБДД и будет вынужден заказывать очистку.

Для услуги ремонт автостекол цена — веский аргумент, чтобы задуматься дважды перед установкой пленки. Таким образом, планируя тонировку, всегда хорошей идеей будет ознакомиться с тем, какие нормы регулируют затемнение стекол, и что они предписывают автовладельцам.

Непосредственно в тексте Правил дорожного движения тонирование упоминается в перечне неисправностей и условий, при которых эксплуатация транспортного средства запрещается. В пункте 7.3 этого раздела указывается, что искусственное снижение прозрачности стекол и размещение на них покрытий, ухудшающих обзор и повышающих риск ДТП, не допускается. Уточняет этот достаточно размытый по смыслу пункт важное примечание. Согласно нему, водитель все-таки может использовать прозрачную цветную пленку. Но только ту, что произведена промышленным способом, не имеет зеркального эффекта и соответствует ГОСТу № 5727-88 по светопропусканию.

Для автолюбителей, с одной стороны, и инспекторов ГИБДД — с другой, этот самый ГОСТ № 5727-88 со всеми изменениями и дополнениями является основным документом, на базе которого определяется соответствие тонировки актуальным ПДД. И, надо сказать, к этому вопросу стражи порядках на дорогах относятся со всей серьезностью. Затемнение стекол и установка ксенона на автомобиль — весьма распространенные причины лишних остановок для проверки. Тем не менее, штрафами угрожает это только в том случае, если улучшения выйдут за рамки установленных норм. Осталось только выяснить каких.

Итак, ГОСТ № 5727-88 с поправкой 1992 года и изменением 1999 года указывает, что светопропускание ветровых стекол не должно быть ниже 75 %, а боковых передних стекол — 70 %. Нетрудно догадаться, что в соответствии с этими стандартами машина, в которой невозможно разглядеть водителя и пассажира на переднем сиденье, а в салоне царит глубокий полумрак, — однозначно, вне закона. Небольшое затемнение для защиты от яркого солнечного света — большее, что позволяет ГОСТ для лобового стекла и окон передних дверей.

Щекотливым моментом в этом контексте является методика определения светопропускания. Так, согласно тому же ГОСТу, эта процедура должна осуществляться с помощью прибора «Блик». Однако с показаниями этого прибора не всегда можно согласиться. В ряде случаев результаты проверки оказываются, мягко говоря, странными. Кроме того, далеко не все подразделения ГИБДД в достаточной мере оснащены этим приспособлением. Как следствие, нередко инспекторы фиксируют светопропускание «на глаз» или простейшими методами. В случае, когда водитель действительно уверен в своей правоте, штраф всегда можно оспорить.

Другой полезный совет, который пришел из практики общения с сотрудниками ГИБДД, говорит о пользе сертификата на тонировку, который подтверждает качество пленки и указывает ее нормативное светопропускание. Если такой документ говорит о том, что затемнение соответствует требованиям ГОСТа, а у инспектора нет под рукой прибора «Блик», проблем удается избежать в 99 % случаев.

Наконец, важно обратить внимание и на то, что вопрос соответствия тонирования ПДД — проблема собственника авто, а не мастерской. В том случае, если СТО под вывеской «Автостекла, продажа, установка» осуществляет тонировку с ограничением видимости и ухудшением обзора, специалисты, в сущности, не несут никакой ответственности. Таким образом, в этих моментах не стоит окончательно полагаться исключительно на сервис. Всегда разумно уделить внимание качеству и уровню светопропускания пленки самостоятельно.