Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь

Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырьИ хотя, по историческим меркам, эта обитель довольно молода — основана она была во второй половине 19-го века, её летопись начинается с самого настоящего чуда. Да и в наши дни приезжает сюда множество гостей со всех градов и весей, чтобы приложиться к чудотворным святыням, помогающим людям справиться с жизненными проблемами.

Отшельник из Крестового Стана

Предание гласит, что начало Кылтовской Крестовоздвиженской обители положил в конце 18-го века простой крестьянин Василий Пестырев из села Серегово. Рано оставшись вдовцом, этот человек решил посвятить остаток своих дней Богу и потому удалился от мира.
Посчитав монастырскую жизнь слишком суетной, Василий ушёл в лес, где на берегу реки Кылтовки поставил себе избушку и, поселившись в ней, проводил день за днём в труде и молитве. Вскоре отшельник соорудил из лиственницы большой поклонный крест и поставил его рядом со своим домиком. Несколько десятилетий молился Василий у этого креста, и у, его же подножия встретил свою смерть.

Наверное, эта история не имела бы продолжения, если бы спустя несколько лет после смерти отшельника некий охотник не заблудился в этих лесах. Блуждая по чащобам, порядком уставший и уже отчаявшийся, он вдруг увидел чудесный свет, мерцающий в гуще леса. Поспешив на это сияние, охотник вскоре вышел на полянку, где увидел полуразвалившуюся избушку, рядом с которой высился крепкий деревянный крест, испускающий волны света.
Вернувшись в свой посёлок, охотник рассказал людям об обнаруженном им лесном чуде, и к кресту Василия Пестырева потянулись паломники со всей округи. Предание гласит, что каждому посетителю крест помогал: болящему даровал исцеление, обиженному — утешение, бедному — помощь в делах.
Вскоре место, где когда-то жил старый отшельник, получи ло название Крестовый Стан.

Главный собор

Спустя несколько десятилетий слава о чудотворном кресте в Коми крае разнеслась по всей России. Во второй половине 19-го века эти места посетил архипастырь Великоустюжский Иоанникий. Проехав по лесным деревушкам, высокий гость был немало изумлен тем, что на всей огромной территории Коми нет ни одной женской обители, и предложил основать её на том самом месте, где стоит чудотворный крест.

Вскоре нашлись и меценаты. Местный купец Калашников пожертвовал около трёх гектаров земли, на которых и расположилась новая обитель, а состоятельный человек Афанасий Булычёв даровал монахиням 17500 рублей — огромные по тем временам деньги — на обустройство монастыря. Кроме того, Булычевым было дано письменное обязательство на поставку в обитель продуктов и на выплату насельницам 3000 рублей ежегодно. В новую обитель были направлены сестры из Шенкурского монастыря, а возглавила её игуменья Филарета.

Вскоре Крестовоздвиженский монастырь — а такое название он получил благодаря своей главной святыне — стал одним из самых почитаемых и процветающих на землях Коми. Здесь были открыты иконописная и золотошвейные мастерские, кирпичный и солеваренный заводы, духовное училище для девочек и даже своя богадельня.

Ежегодно накануне Крещения по реке Иордан пускают деревянные кресты с зажжёнными свечами. Река уносит в Мёртвое море, а 19 января приносит обратно! В этот же день пресная вода Иордана становится солёной.

В 1912 году на территории монастыря возвели огромный храм необыкновенной красоты, посвящённый святым Зосиме и Савватию и ставший главным собором Крестовоздвиженской обители.

Поруганная святыня

Однако процветание монастыря было недолгим. После революции 1917 года обитель подверглась разграблению. Всю дорогую утварь из храмов вынесли, главную святыню — чудотворный крест — увезли в неизвестном направлении, имущество конфисковали. Видя, как гибнет основанная ею обитель, скончалась в 1918 году престарелая игуменья Филарета — сильная женщина не смогла вынести происходящего.
Правда, насельницам в первое время разрешено было остаться на территории монастыря. Им объявили, что они теперь являются членами трудовой коммуны, а потому должны забыть о молитвах и трудиться на благо советского государства.
Несколько лет монахини жили в относительном покое, изо всех сил пытаясь наладить жизнь в разорённой обители. Однако в 1923 году кто-то из «доброжелателей» донёс на сестёр, что они по-прежнему проводят богослужения в закрытом храме, а кроме того, предоставляют кров и пищу врагам народа. Расправа последовала незамедлительно. Карательный отряд ворвался в монастырь, чтобы жестоко пытать и мучить сестёр. Одни инокини были расстреляны, другие сосланы на Соловки, но некоторым монахиням вместе с новой игуменьей Ермогеной удалось скрыться от преследования в глухой лесной деревушке.
После на территории обители расположилась колония для малолетних преступников, а в конце 1930-х годов там были устроены сразу две тюрьмы — мужская и женская. Причём женские камеры расположились прямо в храме Зосимы и Савватия, что стало неслыханным ранее поруганием православной святыни.

Судьба игуменьи

Несколько лет уцелевшие сестры и игуменья Ермогена пытались выжить в глухой деревушке. Они зарабатывали себе пропитание шитьём и рукоделием. Без жалоб и ропота переносили инокини выпавшие на их долю лишения, а кроме того, как могли, помогали жителям села.

Старожилы деревушки рассказывали, что по молитве доброй игуменьи утихали в селе пожары, сам по себе исчезал затор льда на реке в половодье…
Именно Ермогеной была обретена главная святыня поруганного монастыря — чудотворный крест. Как-то жители села, где скрывались монахини, увидели, как по реке против течения плывёт кусок дерева. Поравнявшись с первыми домами деревни, неведомый «пловец» замер на месте. Удивившись такому чуду, некоторые смельчаки зашли в воду и попытались достать это дерево, но оно никому не давалось в руки. Тогда люди позвали на берег игуменью Ермогену. И лишь только матушка подошла к воде, как дерево тут же подплыло к её ногам. Каково же было всеобщее удивление, когда монахини узнали в неведомом куске дерева чудотворный крест, несколько десятилетий назад увезённый из монастыря грабителями. Игуменья же, взглянув на святыню, проговорила:
— Это за мной послали. Поставьте его на моей могиле до времени.

Через месяц после обретения креста она скончалась. Согласно её наказу, на могиле несколько десятилетий стояло два креста, до тех самых пор, пока святыня не вернулась в возрождающуюся обитель.

Дарующий удачу и исцеление

Крестовоздвиженскии монастырь был возвращён Церкви в 1995 году. Прибывшие сюда сестры были поражены царившим здесь разором и запустением. Красавец храм находился в аварийном состоянии, монастырские стены разрушены, повсюду высились груды мусора. Сёстрам потребовалось несколько лет, чтобы привести обитель в надлежащее состояние. Сейчас же здесь уже ничто не напоминает о разрухе советского времени. В отремонтированном храме проходят церковные службы, на территории монастыря раскинулись аллеи прекрасного парка, устроена небольшая гостиница для паломников, которых сюда приезжает немало.

В память о расстрелянных и замученных в лагерях сёстрах у подворья монастыря — храма святого Николая Чудотворца — монахини посадили особую рощу, насчитывающую ровно 91 дерево. Именно столько сестёр подверглись гонениям в 1918-1923 годах.

Чудотворный крест лесного отшельника вновь занял своё место в отремонтированном храме, и сейчас он, как и прежде, дарует удачу и исцеление приходящим к нему людям.

Другой не менее значимой святыней Кылтовской Крестовоздвиженской обители считается чудотворная икона Богоматери Феодоровской, которая является списком с образа, несколько лет хранившегося в семье Романовых. Со всех городов и весей едут сюда люди, чтобы помолиться и поставить свечку этой иконе, ведь она — покровительница семьи и невест и каждой истинно верующей девушке дарует взаимную любовь и счастье в супружестве. О том, что этот образ действительно помогает людям, говорит множество ценных даров, висящих на его окладе.

Каждого приехавшего сюда человека Крестовоздвиженский монастырь встречает необыкновенной тишиной, приветливыми лицами сестёр и приятной простотой неискушенной провинциальной обители. Здесь даже неверующий человек сможет прикоснуться к святости этого места, а уезжая, почувствовать лёгкость на душе, будто бы все его тревоги и проблемы растворились в благодатном воздухе обители.