03 фев 23:34Это интересно

Популярная психология как привлекательный жанр

Последние двадцать лет в России пользуются популярностью околонаучные и псевдонаучные популярные книги по психологии с готовыми советами по изменению жизни к лучшему. В Интернете, в печатных газетах и журналах популярно-психологические тесты публикуют в каждом издании. Психологи ведут рубрики в глянцевых журналах и народных газетах, например, - в газете "Жизнь". Бизнес-психологи "консультируют" читателей деловых изданий и пишут для них же книги.

При этом популярных психологических журналов, читая которые, можно получить основы знаний по психологии, познакомиться с практикующими психологами и психологическими направлениями, написанных "обычным языком", - не так уж и много. Специальные "школьные" издания есть, но они созданы для представителей этих психологических школ, и это совсем другой жанр. Их тексты пишут психологи для своих же коллег и они не интересны более широкой аудитории. Научно-популярного журнала по психологии у нас нет.

Попытки организовать популярный журнал по психологии предпринимались неоднократно. Большинство таких начинаний привело к выходу первого, иногда - второго выпуска, и на этом издания закрывались. Причиной тому было отсутствие средств в распоряжении проектных команд - на запуск неподписного издания еще пять лет назад была нужна сумма от $50 до $300 тысяч, в зависимости от подхода к распространиению. Сейчас нижняя граница выхода на рынок находится в пределах 150-500 тысяч, и вряд ли кто доверит психологам, инициативным проектным группам эти деньги: как правило, ясного видения - каким образом вернуть инвестиции - нет.

Вторая причина - двойственное отношение к формированию содержания. Дело в том, что читателю не интересен текст от профессиональных психологов - скучно. С другой стороны, автору-психологу не хочется опускаться до уровня массовой аудитории и рассматривать психические феномены сквозь призму кармы, шарлатанского гипноза и мистики разного вида, это просто противно. Научно-популярные статьи по психологии - это до сих пор не такой уж распространенный жанр, в газете ли, в журнале или в Интернет. Психологический портрет политика, партии, психологический анализ события - вообще не исследованная область. Комментарий психолога к какому-либо событию можно встретить не часто.

Популяризовать школы и методы практической психологии - психоанализ, гештальт-терапию, НЛП, телесно-ориентированную психотерапию и другие, полезные и интересные методики - это очень емкая задача и такой журнал или портал был бы популярен и востребован. Сейчас печатные журналы постепенно "уходят" в сеть, они становятся все менее привлекательными для рекламодателей и постепенно теряют подписчиков и покупателей. Профессиональные сайты институтов и ассоциаций не могут удовлетворить интерес клиентов, читателей, их ведущие не занимаются публикациями, повышающими интерес к предмету. В результате, остается один способ привлечь учеников и клиентов - сарафанное радио.

Совершенно точно: в популярно-психологической литературе будущее за Интернетом - и ряд проектов могут стать успешными проводниками знаний по психологии. Знаний, которые получены от профессионалов, а с другой стороны - были бы востребованы массовой аудиторией.

В среде культурно-психологических инициатив - художников, писателей, музыкантов, тренеров, - выделяется направление, которое можно назвать "пси-арт", это направление состоит в исследовании психической жизни человека, эмоций и поведения, пограничных состояний и творческого вдохновения. Эта культурная активность также интересна - и, как правило, представлена в прессе очень слабо. Так что для журнала, популяризующего психологию, представляющего аудитории тексты от профессиональных психологов и творческих личностей - очень много работы и есть большое поле для развития