23 ноя 22:59Досуг

GameStudies как выглядят игры с точки зрения науки

Если говорить о наиболее динамично развивающихся мировых индустриях, то игровая, если и не займет первое место, то уж точно готова побороться за место в пятерке лидеров. Но вот парадокс: хотя отрасль растет день ото дня, число людей занятых в разработке игр и играющих в них также стабильно увеличивается, данное направление по сей день многими «серьезными людьми» воспринимается, как нечто несущественное, не достойное «серьезного разговора».

Справедливости ради отметим, что направление «GameStudies» (изучение игр) все-таки существует и даже получило некоторое развитие в последние годы. Хотите знать, что оно собой представляет? Мы расскажем.

GameStudies как выглядят игры с точки зрения науки


«GameStudies»: суть и перспективы


Как и любая другая наука, «GameStudies» зародилась вместе с объектом своего изучения – видеоиграми. Иными словами, ей на сегодняшний день не более 40 лет, что для серьезной дисциплины, согласитесь, маловато. Еще одно ее отличие от научных «собратьев» - отсутствие специфического и единственного определения видеоигры, как объекта познания. Связно это с тем, что данная дисциплина расположена в так называемом междисциплинарном поле, на стыке разнообразных наук от психологии до информатики.

Что до развития и перспектив данного направления, то здесь все достаточно неоднозначно. В начале 90-х годов была популярна идея, что в будущем нас ждет тотальная подмена реальной жизни виртуальной. Сегодня же, во многом благодаря разнообразным исследованиям в этой сфере, подобные опасения практически испарились. Но как знать, что ждет нас в будущем, особенно с учетом скорого выхода очков «Oculus Rift» и разработкой системы, в которой виртуальный соперник сможет «давать сдачи», т. е. физически контактировать с игроком.

GameStudies как выглядят игры с точки зрения науки


Основные направления «GameStudies»


Поскольку изучение игр – это дисциплина, образованная на стыке сразу нескольких наук, говорить о направлениях здесь можно бесконечно. Однако основными и них в кругу исследователей принято считать три:

1. Игры с точки зрения социальных наук


В данном случае геймплей рассматривается с точки зрения норм того или иного социума. Вам, наверняка, доводилось слышать или читать рассуждения ученых о пользе и вреде видеоигр. Однако эта тема донельзя заезжена и избита. В играх есть насилие – это плохо (мы же за мир во всем мире), они полезны, поскольку помогают человеку развиваться – вот ключевые тезисы этих работ, не дающие, тем не менее, никакой конкретики. Куда более практичен вариант преподнесения игр, как модели для изучения чего-то иного. Так, например, многие онлайн-игры со сбалансированной внутриигровой экономикой могут стать неплохим подспорьем в знакомстве с законами реальных рыночных отношений. А продвинутые симуляторы позволят отточить навык (вождения, проведения операций) без лишних жертв.

2. Игры с точки зрения гуманитарных наук


Здесь главный вопрос – это взаимосвязь видеоигр и современной культуры. В глазах одних исследователей игра – это не более чем попытка визуализировать какую-то заранее прописанную историю. По их мнению, однозначный финал отдает некой репрессивностью (что бы вы не делали, конец всегда один, тот, что устроит автора) и навязывает человеку готовые модели поведения.
В противовес им другие активно изучают жанр RPG, игры с открытым миром и игры-песочницы, где персонаж более свободен в выборе, а концовка игр зачастую зависит от выборов, которые делает игрок на протяжении всего сюжета. Наглядный пример тому – серия Dragon Age, каждая из игр в которой не только имеет несколько альтернативных концовок, но и оказывает непосредственное влияние на последующее развитие игровой вселенной.

3. Игры с точки зрения коммерции и индустрии


Здесь основную роль играют экономические факторы и технологические новшества. Ключевая задача исследователей – найти ответ, что востребовано среди игроков на определенный период, что им интересно, и игры какого жанра нужны. Ошибка здесь может обернуться банкротством компании, ведь пользователи «голосуют рублем». Поэтому, если проанализировать такой проект, как «Resident Evil Operation Raccoon City» можно найти множество ошибок в логике «производства-потребления» разработчиков. Тогда как «GTA 5», «Fallout 4», «DAI» и «Ведьмак 3» буквально бьют все рекорды продаж, являя собой прекрасное сочетание каноничных основ и технологических нововведений.

GameStudies как выглядят игры с точки зрения науки


Хотя сегодня новости об успехах/провалах той или иной видеоигры можно встретить лишь на страницах виртуальных изданный (реальные заняты более «серьезными» темами), тем не менее, в развитии «GameStudies» наметился очевидный скачок. Все больше людей (в первую очередь работодателей) уделяют внимание видеоиграм и их влиянию на человека. В попытке найти некоммерческий рычаг влияния (например, систему достижений) они дают неплохой пласт информации для ученых и их исследований. А как вы относитесь к данной дисциплине? Считаете ли ее полезной или «оторванной от реальности», как большинство современных исследований? Нужна ли она вообще, или это просто очередные «деньги на ветер»? Высказываемся, аргументируем, обсуждаем.