Обоняние имеет квантовую природу

Как принято считать, запах зависит от строения молекул вещества. Допустим, молекулы с круглой формой ощущаются рецепторами абсолютно по-другому, нежели молекулы пирамидальной формы. Но в некоторых случаях разные по форме молекулы обладают идентичным запахом (например, молекулы с наличием серы и водорода издают одинаково неприятный запах). Подобные случаи объясняются теорией квантового обоняния.

Согласно этой теории, рецепторы обоняния способны уловить колебательные движения химической связи между атомами вещества, и в результате этих движений в молекуле рецепторов провоцируется туннельный эффект.

Для подтверждения теории квантового обоняния в 2004 году были созданы две равные по форме, но разные по характеристикам молекулы на основе водорода, однако эксперимент не удался - люди не смогли определить разницу в запахе веществ с обычным водородом и с его дейтерием.

Однако возобновлённые в 2011 году исследования, в которых использовались дрозофилы, позволили установить, что мушки способны различать тяжёлую и лёгкую молекулы водорода одинаковой формы.

При проведении подобных опытов с людьми оказалось, что если вместо мелкой молекулы ацетофенона взять циклопентадеканон, обладающий более крупными размерами, то разница в запахе веществ на основе обычного водорода и его изотопа испытуемыми ощущалась.

Следует заметить что, несмотря на определённые успехи в проведении работ, окончательная достоверность квантовой теории обоняния не подтверждена, и специалистам предстоит ещё проделать немалый путь на пути получения доказательств в пользу существования этой теории.