Письма Валентин Серов

Валентин Серов, без какого-то сомнения, являлся самым первым портретистом в свое время. Многие добивались чести позировать ему, однако были те, кто проницательности художника все же побаивался, то есть боялся способности отразить потаенные качества той или иной модели на холсте.

Письма Серова пользовались издавна огромным интересом художественного мира России. Их предыдущие публикации отличались досадными неточностями и неполнотою. В определенные издания включаются все известные письма В. А. Серова, а кроме того документы, а также интервью художника. Выпуском двух этих томов издательство "Художник РСФСР" завершает, в принципе, публикации многообразных и многочисленных материалов о творчестве и жизни Серова.

Прежде чем написать, к примеру "Девочку с персиками", юный Валентин Серов в письмах из Венеции своей невесте рассказывал об увлечении известными мастерами Ренессанса: "Им жилось легко и беззаботно. Я очень хочу быть таким, то есть беззаботным. Я желаю, желаю отрадного и писать буду исключительно отрадное".

К совершенно бесценным сокровищам принадлежат также хранящиеся в рукописях 64 письма Серова, а также многочисленные его зарисовки.

Формирование коллекции работ этого мастера связано сильно с историей художественной отечественной культуры на рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий, а также с особенностями собирания в Петербурге нового искусства - она имеет за малым исключением "петербургское" происхождение.

При открытии в столице музея национального искусства 19 марта 1898г. в составе было одно единственное произведение В. Серова, то есть акварель под названием "На лугах Кавказа", подарок княгини Тенишевой. Однако имя художника известно было по выставкам среди Товарищества передвижников, Императорская же Академия художеств учредила ему звание академика живописи. Третьяковская галерея к тому времени обладала 8-ю полотнами Серова, в список их входит "Девушка, освещенная солнцем", а также портреты Н.С.Лескова и И.И.Левитана.