Икона А. Рублева Гостеприимство Авраама

Как же следует понимать образ «Ветхого днями»? только как ветхозаветные видения Бога-Сына. К сожалению, именно этот образ стал изображаться, как личность Первой Ипостаси Бога. Появление изображений Бога Отца появилось в Византии только в XII веке н.э., когда античные принципы и рационализм еще не были изжиты. Уже с средины XVI в.

Образ «Бога Саваофа» становится распространенным, более того – многочисленным. Правильным, каноничным изображением Божественной Троицы можно считать изображение «Гостеприимство Авраама». В основе этого изображения лежит библейское ветхозаветное повествование о том, что отец Авраам принимал у себя трех посланников Небес под видом путников. Таинственное ангельское посещение и является, по учению Православной Церкви откровением Троицы, тайна которой открывается в Новом Завете, во время крещения Иисуса Христа Иоанном Крестителем.

Как ни странно это звучит – но привычный нам образ Бога-Отца, изображаемого в виде седовласого и седобородого старца не согласуется с учением Православной Церкви. А это значит, что такие иконы, как «Новозаветная Троица», «Отечество», где изображен «Ветхий днями» или «Господь-Саваоф», как Бог-Отец - не несут необходимой смысловой нагрузки и противоречат православному канону.

Возможно, неканоничность этих икон и нерадивое отношение иконописцев к утвержденному православному канону объясняется общим упадком вдохновенного искусства иконописи и православной культуры. Писания говорят нам, что Бога никто не видел никогда, (Ин. 1,18), и эта тайна есть незыблемой частью Православия. Еще на Седьмом вселенском соборе, когда велись полемики с иконоборцами, Святые отцы Церкви говорили, что Бог Отец согласно Писанию есть неизобразим. Сын Божий, Иисус Христос. Воплотившийся через человека в человека – Он есть образ невидимого Бога (Кол. 1,15).

Такой образ – с богословской и библейской точки зрения правильный и совершенный был создан Андреем Рублевым для Троице-Сергиева монастыря. Сегодня православная икона находится в Третьяковской галерее. Иконописец вдохновенно передает воспоминание библейского повествования о том, как три странника посетили Авраама. (Быт. 18, 1-15). Ни сам Авраам, ни его жена, Сара, не присутствуют на иконе. Что позволяет не отвлекаться от главного – «Совета Предвечного». Таким образом, шатер Авраама становится для нас храмом Божьим, Дуб, под которым патриарх накрыл трапезу для своих гостей – древом жизни, а чаша на столе перед ангелами – это евхаристическая чаша, Божья любовь к нам. Возвышенный гений Рублева сумел точно передать богословский смысл Писаний, не нарушая при этом ни канона, ни Слова Божьего.