Логистические услуги и тенденции развития логистики в России

Имея представление о логистике, много читая о ней с целью узнать еще больше, мы порой задаемся вопросом: логистика – это затраты или экономия? Все зависит от того, насколько она эффективна. Каждый производственник знает – где бы и сколько бы товар не двигался, но на своем пути к потребителю он подвержен неким законам, от которых зависит, принесет ли товар на конечном этапе своего движения доход или наоборот, ввергнет в расходы. Предназначение и задача логистики в том и состоит, чтобы сделать это движение наиболее эффективным, оптимальным и в результате – более дешевым.


Основная цель логистики – оптимизировать скрытые ресурсы и этим минимизировать издержки компаний. Логистический подход к делу предусматривает управление разными по функциям отделами (закупок, продаж, маркетинга и так далее) как единой деятельностью. Этим занимается служба логистики или сторонняя логистическая компания - профессиональная координирующая фирма. Подразумевается, что логистические услуги представляют собой не новый набор услуг, а координацию функций компании в новой по форме компоновке.


В наше время логистику в основном связывают с транспортировкой. В крупнейших компаниях развитых стран созданы свои службы логистики, тем не менее, многие крупные компании считают более рациональным передать выполнение собственно логистических операций сторонним специализированным фирмам. Нужно учесть, что рынок таких услуг, как логистика в России образовался сравнительно недавно. Первыми в этот сектор пришли западные компании, предоставляющие логистические услуги – известные фирмы, занимающиеся срочной доставкой грузов, такие как UPS, TNT, Schenker-BTL и другие.


Это было логично, потому что в Америке и Европе более половины производителей прибегают к услугам таких специализированных фирм. Отсюда – их большой опыт и размах. К примеру, такая логистическая компания – бренд, как DHL, работает в 227 странах, контролируя 40% мирового рынка перевозок грузов, почты и документов.


Как не парадоксально звучит, общемировой экономический спад, не замедливший сказаться и на отечественном рынке грузоперевозок, дает толчок для развития отечественных компаний, предоставляющих логистические услуги в условиях последствий кризиса. Изобретаются новые маршруты и схемы перевозок, создаются отечественные высокотехнологичные терминалы. Постепенно развивая ориентированную на интеграцию в этот рынок стратегию, российские компании предлагают своим клиентам логистические услуги на условиях, соответствующих международным требованиям. Это касается как эффективных цепочек поставок, так и уровнем задач, которые решает логистика в области управления.


Меняется качество предоставляемых услуг, их надежность. Возникают тенденции к слиянию компаний, что положительно сказывается на их рейтинге. Думается, что возникновение логистических холдингов на базе сильнейших отечественных транспортных компаний неизбежно, что поднимет логистические услуги в России на качественно новый уровень.


Тем не менее, на российском рынке транспортных перевозок возникают и новые «западные» игроки, готовые предоставить клиентам весь тот спектр услуг, который предоставляет любая логистическая компания в Западной Европе для своих исконных клиентов. А это в первую очередь – высочайший уровень сервиса. Что же, будет неожиданно, но приятно, если рост качества обслуживания клиентов начнется в России с такой сферы деятельности, как логистика – ведь если вдуматься, то сам смысл этого слова означает сервис.