Вирусы убивают рак

С момента открытия вирусов их специфические особенности не перестают удивлять учёных. Представляя собой совершенно иную форму жизни, отличную от бактерий и других подобных микроорганизмов, они способны не только развиваться лишь в условиях носителя, но и обладают избирательностью.

Так, вирус инфекционного гепатита может существовать в клетках печени, вирус гриппа – в слизистой оболочке бронхов и трахей, а вирус эпидемического паротита предпочитает слюнные железы. Подобные примеры можно привести для каждого вида, но что если бы существовал такой вирус, способный поражать в человеческом организме только раковые клетки, не затрагивая здоровые?

Команда под руководством Брайана Лихти – доцента отделения молекулярной медицины Университета им. Мак-Мастера – провела многочисленные исследования в этой области и обнаружила, что вирус везикулярного стоматита обладает онколитическими свойствами, то есть способностью убивать рак. Как сообщили учёные, его эффективность пока оставляет желать лучшего, поэтому на данный момент осуществляются попытки по изменению генов вируса.

За свои труды Брайан Лихти был награжден денежным призом в 320 тысяч долларов, что по сегодняшним меркам на ставки по депозитам в банках через год выльется в круглую сумму. Однако, несмотря на достигнутые успехи в исследовании онколитического вируса, о его полноценном применении говорить пока не приходится. Иммунная система человеческого организма способна эффективно противостоять введённому препарату, не предоставляя возможности поразить раковую опухоль.

Выход из этой проблемы нашла канадская группа исследователей из Университета Оттавы. Согласно заявлению профессора Джона Белла, возглавляющего команду, им удалось создать генетически модифицированный штамм вируса коровьей оспы, который не воздействует на здоровые ткани, обладает минимальными побочными эффектами (лёгкой лихорадкой, проходящей уже через сутки) и эффективно борется с раком.

Из восьми пациентов, получивших наибольшую дозу препарата, семеро показали положительный результат – вирус начал размножаться в злокачественных образованиях, преодолев защиту иммунной системы. После некоторого времени у шестерых опухоли перестали расти и начали сокращаться.

Полученные данные, по словам канадских учёных, свидетельствуют о больших перспективах будущей панацеи, и в скором времени, несмотря на то что весь проект пока находится на стадии развития, можно будет с уверенностью говорить об открытии эффективного противоракового лекарства.