02/01/2010

Марсоход Spirit рискует замерзнуть

В это воскресенье марсоход NASA Spirit отметит шесть лет с момента начала своей беспрецедентной научно-исследовательской деятельности на поверхности Красной планеты. Однако, наступающая марсианская зима может обездвижить робот, превратив его в стационарный исследовательский модуль.

Spirit приземлился на Марс 3 января, а его двойник Opportunity - 24 января 2004 года. Вездеходы начали работу, рассчитанную всего на три месяца, которые переросли в шесть земных лет увлекательнейших исследований Марса. За это время, Spirit и Opportunity сделали множество неожиданных открытий, связанных с марсианским прошлым и настоящим.

Песчаная ловушка и упрямые колеса марсохода Spirit привели к тому, что робот потерял способность передвигаться, и команда ученых, работающих с аппаратом, не в состоянии осуществить запланированную стратегию перехода к зимнему режиму жизнеобеспечения. Под вопросом даже установка солнечных батареи таким образом, чтобы обеспечить хотя бы обогрев жизненно важных механизмов марсохода во время жестокой марсианской зимы.

Последняя попытка освободить марсоход из песчаной ловушки 26 декабря 2009 года не увенчалась успехом. Аппарат погрузился в песок еще глубже на 6 мм.

Если не возможно вернуть марсоходу мобильность, надо хотя бы улучшить его наклон, пока у Spirit-а еще достаточно энергии для вращения колес. Spirit находится в южном полушарии Марса, где сейчас осень, и количество света, доступного для вездехода на солнечной энергии, постепенно уменьшается. Уже в январе у робота начнутся проблемы с электричеством. Spirit наклонен почти на пять градусов в сторону юга, а это плохо, т.к. зимнее марсианское солнце будет находиться в северной части неба.

Если наклон не будет исправлен, или ветры нанесут слишком много песка на солнечные панели, количество доступного света продолжит уменьшаться до мая 2010. В течение мая, а может и раньше, у Spirit, скорее всего, уже не будет достаточно электричества для нормального функционирования.

По словам ученых, при теперешнем темпе увеличения количества пыли на солнечных батареях, нулевой наклон обеспечил бы достаточно энергии, чтобы питать хотя бы жизненно необходимые нагреватели в течение марсианской зимы.

Команда ученых предпримет попытки изменить угол наклона Spirit, даже если он, в результате этих манипуляций, закопается в песок еще глубже. В худшем случае, если Spirit больше не сможет перемещаться по поверхности Марса, он будет служить стационарным исследовательским модулем, который мог бы, к примеру, и дальше изучать марсианский грунт, откопанный застрявшими колесами, следить за погодой или вычислять колебания оси вращения Красной планеты. Самые популярные новостные информеры расскажут главную новость дня.

Оригинал (на англ. языке): Science.nasa.gov

Обездвиженный марсоход Spirit станет стационарной станцией

Во вторник руководство Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA)объявили, что Spirit, застрявший в песчаной ловушке и пребывающий в ней в течение последних 10 месяцев, останется там навсегда.

Марсоход обнаружил признаки воды и микроскопической жизни на Красной планете

Марсоход Opportunity нашел ярко выраженные минеральные жилы, как оказалось гипсовые, которые образовались при участии воды. Их анализ позволит углубить наше понимание истории окружающей среды на Марсе. "Мы получили исчерпывающие доказательства того, что вода текла через подземные разломы в породе", - сказал Стив Сквайрз из Корнеллского университета в г. Итака, научный руководитель проекта Opportunity.

Марсоход "Opportunity" выбрался из кратера Виктория

Марсоход NASA Opportunity успешно выбрался из кратера Виктория, который он исследовал в течение почти года. Теперь он исследует область вокруг кратера, изучая скалы, выдолбленные, как полагают, из поверхности мощными метеоритными ударами.