04/05/2015

Гигантские вымирания на Земле вызывались микроскопическими событиями (6 фото)

Очень большой Земле очень много веков – она старая, поэтому деталей микроскопических на ней скопилось множество.

Разглядеть их можно было не всегда. Только современные технологии смогли продемонстрировать невероятно крошечные вещи, оставленные или со времен глобальных человеческих и природных событий прошлого, или тех, которые планету продолжают и сегодня держать «в узде».

Стоп-кадр из истории формирования Солнечной системы

foto

На тонком срезе метеорита, которому четыре с половиной миллиарда лет, отчетливо различимы хондры (круглые пятна), которые дали название этим небесным телам – хондриты. Они рассказывают ученым сегодня, как происходило формирование нашей планеты и других небесных тел Солнечной системы.

Образовались хондриты, которые намного старше песка, грязи и пыли, еще в то время, когда система Солнечная была только облаком, сформированным из межзвездной пыли, часть которой и сплавилась в хондры, оставив часть остальную скапливаться, образуя крупные объекты, характеризующиеся большой гравитацией. Процесс шел, пока не зажглась в центре облака звезда, получившая название Солнце.

То же, что осталось от хондр и пыли, превратилось в луны, планеты, кометы и стероиды. Спустя время, планеты и луны стали настолько большими, что уже не могли развиваться самостоятельно, а оригинального материала почти не осталось. Поэтому так важны сегодня для изучения хондриты.

Астероиды же были очень маленькими. Они на миллиарды лет «зависли» в Солнечной системе, падая иногда и разбиваясь о нашу планету. Сегодня ученым известно, что они входили в состав межзвездного оригинального пылевого облака, служившего материалом для появления Солнечной системы.

Кирпичики космической жизни

foto

Размытое изображение является химической формулой, знаковой со школьных учебников. Сделано оно при помощи « атомно-силового бесконтактного телескопа». Интересный инструмент помог продемонстрировать три связанных бензольных кольца, состоящих их атомов водорода и углерода. Астобиологам шестигранная структура, из которой собираются самые различные типы молекул, встречающихся в космосе, особенно нравится.

В их числе ПАУ – полициклические ароматические углеводороды. Из этих молекул состоит более половины, плавающих со звездами, газовых и пылевых облаков. Возможно, что именно оттуда и пришел углерод на Землю, став основой жизни на нашей планете.

Наверняка неизвестно, но ученые NASA заявили, что им удалось получить три вещества, составляющих основу генетического материала всех форм жизни: тимин, цитохин и урацил. Их получили из пиримидина в лаборатории, где были смоделированы суровые условия космоса. Когда-нибудь выяснится, с чего началась на Земле жизнь, но уже сегодня известно, что с того момента она претерпела целый ряд вымираний массовых, что, возможно, вызвано было следующими мельчайшими созданиями.

Клетки, давшие кислород Земле

foto

Это цианобактерии, которые представлены на снимке. О них известно было, как о сине-зеленых водорослях. Сегодня же их называют цианобактериями, которым миллиард лет. Их извлекли в Австралии из геологических отложений вместе с иными видами (всего из 29). Цианобактери и – самые крупные из них с толстыми стенками клеток. Живут они в составляющих толстые структуры матах – онколитах и стромалитах.

Без них не было бы жизни на планете Земля. В юные свои годы земная атмосфера напоминала задымленный воздух Титана – луны Сатурна. Несмотря на его токсичность, цианобактерии и некоторые другие виды, с ним могли уживаться. Затем, у них развилась способность жить за счет фотосинтеза, происходящего под воздействием солнечных лучей. Побочным эффектом фотосинтеза является смертельно опасный для микробов кислород.

Предпочитавших смог цианобактерий было в то время настолько много, что, в результате произошла кислородная катастрофа, изменившая земную атмосферу и повлекшая массовое выпирание на планете. С другой стороны, она стала основой для появления современных растений и животных.

foto

Во время другой катастрофы – Великого вымирания, в результате которого на Земле исчезла почти вся жизнь, за дело взялись Сибирские траппы, которым называют тонкий скальный срез.

Геологи, изучавшие его под микроскопом в поляризованном свете, могут идентифицировать минералы по цвету. На снимке среза лейкократового габбро видны: минерал плагиоклаза (белый цвет) и амфибола (синий). Они, как видно, слиплись, словно увязли в черном материале, подобной гавайской лаве, некогда разливающейся по территории современной Сибири.

Происходило это почти двести пятьдесят миллионов лет назад (в пермский период). Тогда были затоплены сибирские траппы, повлекшие вымирание живого. Миллион лет продолжалось базальтовое наводнение, а лавы выплеснулось столько, что хватило для того, чтобы Сибирь утопить под ее километровой толщей.

foto