02/05/2015

Как музыка влияет на человека?

Ещё в древности люди заметили уникальную способность музыки оказывать воздействие на человеческий организм, причём не только на настроение, но также на интеллектуальное развитие и состояние физического здоровья. Великие мыслители античности – Аристотель, Платон, Квинтилиан, Августин, Авиценна - в своих трудах писали о целительной силе музыки.

Знаменитый древнегреческий учёный Пифагор на практике применял определённые мелодии для терапии душевных и физических недугов, став основателем так называемой «музыкальной медицины». Пифагор объяснял влияние музыки на внутренние органы человека своеобразным «клеточным массажем» с помощью акустических волн. Ещё один известный грек – врачеватель Эскулап – лечил больных радикулитом с помощью игры на трубе.

В Библии рассказывается о том, как Давид исцелил царя Сеула от нервного расстройства, исполняя мелодии на арфе. Музыкотерапию успешно применяли древнеегипетские жрецы, китайские мудрецы и сибирские шаманы. Китайский иероглиф «медицина» состоит из двух частей, одной из которых является слово «музыка». Лекари в Древнем Китае полагали, что посредством музыки разум, тело и дух человека соединяются со Вселенной и входят с ней в гармонию, восстанавливая благодаря связи с космосом духовную силу и физическое здоровье.

В средние века во время эпидемий чумы непрерывно звонили в церковные колокола, чтобы снизить число заболевших и умерших. Оказалось, что церковная музыка и колокольный звон действительно способны привести к резкому падению активности болезнетворных микробов! В XIX-XX веке учёными (в частности, И.М. Догелем, И. Сеченовым, В.М. Бехтеревым и др.) были проведены сотни экспериментов, которые подтвердили благотворное влияние музыки на организм человека.

Музыкотерапия превратилась в эффективное направление современной медицины. В настоящее время музыка успешно используется, в частности, для подготовки к операции и ускорения реабилитации пациентов, терапии различных душевных расстройств и физических недугов. Доказано, что больные, слушающие классику, поправляются в два раза быстрее!

Как же объясняется чудодейственная сила музыки?

Всё дело в том, что организм человека – это тоже своеобразный «музыкальный инструмент»! Все наши органы и клетки вибрируют с определённой частотой. Ученый-биолог Дэвид Деймер сумел с помощью инфракрасного спектрометра измерить эти колебания и преобразовать их в звуки. Выяснилось, что здоровые клетки «исполняют» мелодии, похожие на индийские мантры, а больные – надрывно «хрипят».

Звуки музыки попадают в резонанс с клетками и органами, вызывая усиленную вибрацию, что приводит к изменению физиологических функций организма. На том же принципе основано и воздействие ультразвука, который с давних пор применяется в официальной медицине. Музыка оказывает влияние на нервную, сердечно-сосудистую, эндокринную, дыхательную, мочеполовую системы.

Это воздействие бывает как благоприятным, так и негативным, и носит строго индивидуальный характер. У каждого человека своя «мелодия», спектр колебаний, темперамент и состояние здоровья, и та композиция, которая для одного станет волшебным лекарством, у другого может вызвать головную боль, повышение давления и другие психосоматические расстройства. Поэтому очень важно слушать только те произведения, которые нравятся и вызывают положительные эмоции. Только они смогут поднять настроение и помогут победить недуги. Кроме того, не все музыкальные стили одинаково полезны.

Самым позитивным воздействием обладает классика, особенно произведения Моцарта. Музыка этого гениального композитора творит настоящие чудеса: активизирует умственную деятельность, пробуждает творческие способности, способствует быстрому и легкому усвоению информации, заряжает энергией, настраивает на успех. Помимо классики, положительно влияет на человека этническая музыка, главным образом произведения той нации, к которой он принадлежит.

Народные песни возвращают слушателя к его историческим корням, помогают обрести жизненную силу и душевный покой. Джаз, блюз и регги действуют умиротворяюще, позволяют справиться с депрессией и тревогой. Рок и металл способствуют развитию интеллекта. По результатам исследований, среди отличников в школе преобладают любители классики и рока. Рэп, хип-хоп повышают настроение и самооценку, вызывают желание общаться и активно проявлять себя в окружающем мире.

Поп-музыка порождает лёгкое отношение к жизни, стремление к свободе и независимости. Воздействие музыки в значительной степени зависит и от инструмента, на котором она исполняется. Так, звуки пианино нормализуют работу нервной, мочеполовой и эндокринной систем, успокаивают боли. Прослушивание органных пьес стимулирует работу мозга. Духовые инструменты способствуют гармонизации дыхательной системы, улучшают кровообращение. Струнные благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему, развивают чувствительность, способность к сопереживанию, состраданию. Ударные инструменты восстанавливают сердечный ритм, оздоравливают печень.

Звуки способны исцелять – но они же могут и разрушать. Для того, чтобы музыка оказывала исключительно позитивное воздействие на настроение и здоровье, необходимо соблюдать несколько простых правил: Во-первых, слушайте только ту музыку, которая нравится и вызывает положительные эмоции. Не стоит себя «насиловать»: если вы терпеть не можете классику, никакой пользы она вам не принесёт. Во-вторых, не следует слишком увлекаться и слушать даже любимую музыку часами. Для сеанса музыкотерапии вполне достаточно нескольких минут.

В-третьих, не включайте проигрыватели на полную мощность. Длительное воздействие громких звуков приводит к значительному снижению слуха, постоянному звону и шуму в ушах. По утрам лучше слушать бодрую, весёлую, динамичную музыку, чтобы проснуться и зарядиться энергией на весь день. Вечером желательно предпочесть более медленные, плавные и спокойные композиции, чтобы расслабиться и обеспечить себе хороший сон. Наслаждайтесь любимой музыкой, будьте счастливы и здоровы!

Занятия математикой и музыкой способствуют нормальной работе мозга

Британскими учеными недавно было установлено, что занятия математической наукой способствует правильной работе мозга, примерно так же, как и при занятиях на музыкальных инструментах. По общему мнению, коллектива ученых, объяснить сущность благотворного влияния на участки мозга занятий математикой и музыкой, можно простым восприятием и соприкосновением человека с этими великими научными направлениями. Успешно проведенные ряды исследований позволили британским ученым взять правильный курс на изучение вопроса

Беременные женщины могут быть очень восприимчивы к музыке

Организм беременной женщины более чувствителен к окружающей среде. Но недавно, новое исследование показало, что эффекты музыки более сильно влияют на беременных женщин, затрагивая при этом их кровяное давление. Специалисты из в Лейпцига, Институт Макса Планка, Германия – отмечают в интервью за 18 октября 2014 года, что музыка может затронуть кровяное давление, дыхание, сердцебиение и даже температуру тела. Однако влияни

Музыка может влиять на восприятие лицевых эмоций

Возможно ли влиять на эмоциональную оценку человеческого лица, предварительно послушав отрывки различных музыкальных произведений?