25/03/2015

«Нановспышки» раскрывают астрономам свои тайны

Говоря о чем-то очень маленьком, используется приставка «нано -». Исключением являются нановспышки на Солнце, мощность которых достигает 240 мегатонн ТНТ. Они, конечно, в миллиарды раз меньше вспышек обычных, наблюдаемых на Солнце, однако, впечатляют своей мощностью.

Еще одним отличием обычных и нановспышек на нашем Светиле является то, что первые могут не происходить в течение длительного времени (даже нескольких месяцев), в то время как вторые наблюдаются беспрестанно.

Видеть их можно на солнечной поверхности в рентгеновском и ультрафиолетовом диапазонах спектра. Впервые эти яркие вспышки наблюдали в 1970 году во время работы научной космической станции Скайлэб.

Дэвид Смит, физик, автор нового исследования, проводимого в Санта-Круз

«Потрескивающие» неумолкаемые нановспышки, возможно, разрешать давнюю проблему физики, заключается которая в том, что, исходя из общих соображений температура солнечной короны намного выше, чем ей следовало бы быть.

Солнечная видимая поверхность имеет температуру (по Цельсию) 5500 градусов. Снаружи ее окружающая корона должна бы быть холоднее. Но, в действительности она раскаляется до миллионов градусов.

Ученые, основываясь на данных последних исследований, считают, что нановспышки вносят значимый вклад в ее нагрев. Они, с одной стороны, происходят даже тогда, когда наблюдается минимум активности на Солнце, что объясняет то, что атмосфера его продолжает оставаться раскаленной в эти периоды. Со стороны другой, несмотря на то, что энергии отдельной нановспышки недостаточно для разогрева всей солнечной атмосферы, в совокупности ее для этого вполне хватает.

Свои исследования ученые проводили, используя самую чувствительную в мире рентгеновскую обсерваторию NASA – NuSTAR, в космос запущенную в 2012 году в рамках миссии, направленной на изучение черных дыр. Такую возможность исследователи получили Фиона Харрисона – ответственного исполнителя миссии, которого удалось убедить в важности исследований.

Теперь ученые нацелены на работы, связанные с наблюдением за Солнцем в периоды его минимальной активности, наступить которые должны в ближайшие годы. В это время на нашей звезде солнечных пятен будет немного, как и иных магнитных феноменов, что для наблюдения за нановспышками создаст оптимальные условия.

Ученые разработали мини-двигатели для наноспутников

В последнее время в околоземное пространство было выведено множество крошечных спутников, которые позволяют проводить простые и недорогие научные эксперименты в космосе. Наноспутники CubeSats запускаются в рамках студенческих программ, а также помогают астрономам разгадывать тайны Вселенной. Однако главным минусом миниатюрных космических аппаратов была их полная неуправляемость. Теперь эта проблема решена при помощи мини-двигателей размером в мелкую монету

Все современные типы галактик существовали уже в ранней Вселенной

Изучение целой серии снимков, полученных с помощью космического телескопа «Хаббл», позволило астрономам обнаружить в ранней Вселенной все основные типы галактик. Ученые полагают, что через 2,5 миллиарда лет после Большого Взрыва – 11,5 миллиарда лет назад – древнее разнообразие галактик было схоже с современным. Более подробно сведения представлены в сообщении университета Массачусетса. Анализ 1671 снимка были получены телескопом «Хаббл» в рамках проекта CANDELS. Данный проект, предусматривающий обзор неба в ближнем инфракрасном

Тайна расположенного в центре Млечного Пути объекта раскрыта

Американские специалисты выяснили, что облако G2, пережившее «свидание» с черной дырой, вероятнее всего, является двойной звездой, переживающей процесс слияния. Водородное облако привлекло к себе внимание еще в конце минувшего года, когда вплотную приблизилось к мощнейшему источнику радиоизлучения Стрелец А*, который обнаружен в самом центре нашей галактики и, вероятнее всего, является черной сверхмассивной дырой.