10/03/2015

Планета, лишившаяся океана жидкой воды

Марс- это планета, наиболее изученная и одновременно преподносящая все новые загадки. Сегодня учеными уже доказано, что древний океан на Красной планете содержал  гораздо больше воды, чем океан земной - Северный ледовитый, который в сравнении с Атлантическим, некогда покрывал намного большую площадь.

С помощью, установленного в Чили Very Large Telescope, принадлежащего ESA, а также инфракрасного Infrared Telescope Facility на Гавайских островах и современных инструментов, имеющихся в обсерватории Кека, ученые нескольких стран, объединившиеся в научную группу, шесть лет проводили наблюдения за всеми изменениями, происходящими в атмосфере. На основании данных, которые им удалось собрать, специалисты создали первую карту свойств марсианской воды в разных марсианских регионах.

Вероятнее всего, тому назад четыре с небольшим млрд. лет здесь вода присутствовала в таком количестве, что могла покрывать слоем воды до 140 метров высотой всю поверхность. Возможно, вода образовала океан, по площади равный половине северного полушария, который достигал в отдельных местах глубины 1,6 км.

В своих выводах ученые дали точную оценку возможному количеству марсианской воды, основываясь на расчете ее потерь. Это позволяет историю воды, имевшуюся на Марсе, понять глубже.

Жеронимо Вилланьюва

Оценка отталкивается от наблюдений за водой в двух формах, встречающихся в атмосфере Марса. Одна - этознакомая нам жидкая фаза, описываемая формулой H2O, другая – вода полутяжела, формула которой HDO (D – это дейтерий, или тяжелый водород). Главным отличием двух фаз является то, что в ядре тяжелого водорода имеется два нейтрона, в отличие от обычного, где имеется лишь один. Более тяжелая дейтриновая вода менее активно испаряется. Ученые могут оценивать «потерянную» воду по остаточному количеству двух ее форм, сегодня присутствующих в атмосфере Марса.

В NASA рассказали какая вода течет на Марсе