25/02/2015

Галактики могут менять мощнейшие выбросы черных дыр

Ученые NASA провели новые наблюдения, которые позволяют сделать сенсационные заявления: выбросы из черных дыр, которые скрываются в центрах галактик, могут менять материнские галактики. Для исследований использовали два рентгеновский телескопа, один из которых - принадлежит NASA, а другой - ЕКА (XMM-Newton).

С их помощью исследователи, начиная с 2013 года, пять раз наблюдали в галактике необычные выбросы, Это космический ветер огромной силы. Причем, распространяется ветер с практически одинаковой скоростью по всем направлениям, образуя некое подобие сферы над черной дырой.

Такой силы космический ветер, уверены исследователи, способен замедлить движение материи, которая совершает по спирали движение к черной дыре. Он также способен повлиять на процесс образования звезд, поскольку может сдуть всю пыль и газ, что приведет к разрежению диска аккреционного. С другой же стороны, ветер способен воспрепятствовать приему черной дырой "пищи". Таким образом, галактика из молодой и яркой может превратиться в спокойную, достигшую "среднего возраста".

То есть, этот сильнейший космический ветер можно считать основной причиной, влияющей на звездообразование и, следовательно, на эволюцию материнской галактики.

Открытие принадлежит группе ученых, которой руководит англичанин из Килского университета - Эммануэль Нардини.

Открыты гигантские галактические газовые штормы

Используя фотокамеру со спектрометром низкого разрешения на борту космической обсерватории Гершель, интернациональная команда ученых под предводительством института имени Макса Планка, обнаружила гигантские штормы молекулярного газа, бушующие в центре многих галактик. Некоторые из этих массивных порывов достигают скоростей более 1000 километров в секунду, что в тысячи раз превышает скорость ураганов на Земле. Наблюдения показывают, что более активные галактики обладают более сильными ветрами, которые могут полностью сдуть все запасы газа, тормозя формирование звезд и рост центральных черных дыр.

Обнаружены черные дыры со сверхбыстрым вращением

Космическая обсерватория Chandra (Chandra X-ray Observatory, NASA) предоставила недавно самые достоверные доказательства о том, что многие сверхмассивные черные дыры вращаются с огромной скоростью. Вихревые вращения этих гигантских черных дыр порождают мощнейшие струи (джеты), генерирующие громадное количество энергии вокруг себя, оказывая, таким образом, влияние на рост галактик.

Ученые сообщили о мощном гамма-всплеске