24/02/2015

Тайну присхождения во Вселенной лития раскрыли взрывы новых звезд

Наблюдая, как взрываются сверхновые, в частности Nova Delphini 2013, ученые раскрыли тайну появления во Вселенной лития. Изучение V339 Del помогло обнаружить предшественника третьего элемента таблицы Менделеева – лития. Раньше его существование предсказывали теоретически.

Ученые до этого исследования не имели прямых доказательств образования этого элемента в новых звездах. Теперь же можно уверенно говорить, что эти процессы имеют место.

Акито Таитсу, автор научного труда, сотрудник японской Национальной лаборатории

Происходят взрывы сверхновых, когда материя в тесной двойной системе перетекает из одной звезды на поверхность компаньона - белого карлика. Протекающая термоядерная реакция становится неконтролируемой, что приводит к сильнейшему всплеску светимости, во время которого образуются элементы более тяжелые, нежели присутствующие практически во всех звездах Вселенной гелий и водород.

Точно установлено, что там образуется изотоп лития. Он, в отличие от большей части формирующихся в ядре звезды химических тяжелых элементов, является очень хрупким, поэтому не выдерживает высокой температуры, которая существуют в ядре.

Часть, присутствующего в нашей Вселенной лития, была образована в результате Большого Взрыва. Могло его некоторое количество быть образованным благодаря взаимодействию межзвездного вещества и космических лучей. Но, количество его, сегодня присутствующее во вселенной, намного большее, чем могли дать эти процессы.

Ученые давно предполагали, что его источником могут быть изотопы бериллия, которые формируются у звездной поверхности, а затем, возможно, переносятся в космическое пространство, в котором воздействие на него высоких температур снижается, что вновь приводит к образованию лития и его нахождении в стабильном состоянии. Но, даже при сегодняшнем уровне развития науки, наблюдение лития с Земли задачей является весьма непростой.

Поэтому, полученные японскими исследователями данные при помощи телескопа Subaru, который находится на Гавайях, так важны. Команда наблюдала период распада нуклида бериллия и его превращение в Li-7 в течение 53 дней.

Литий был впервые обнаружен при вспышке новой звезды