14/11/2014

Ученым удалось провести анализ взрыва сверхновой

Благодаря радиотелескопам, размещенным в Чили и Австралии, исследователям удалось заглянуть останков, образовавшихся после взрыва сверхновой SN1987A. Она обнаружена впервые была в 1987 году в Южном полушарии, когда произошел неожиданный взрыв гигантской звезды на окраинах карликовой галактики, находящейся по соседству. Это была галактика Большое Магелланово Облако.

С тех пор наблюдения за этой сверхновой не прекращали исследователи всего мира. И, надо отметить, что они приносили массу полезной информации о самом экстремальном во Вселенной явлении.
Наблюдения велись в широком диапазоне длин волн: от радио до инфракрасного. Для этого использовали исследователи телескопы Австралии (ATCA) и Чили (ALMA).

Благодаря анализу данных, полученных от двух телескопов, удалось разграничить излучение, возникающее из-за пыли, формирование которого происходит во внутренних областях останков, от излучения, вызванного ударной волной. Это очень важно, потому что позволяет различать типы наблюдаемых эмиссий и проводить поиски иных объектов, которые могли сформироваться в результате того, что сколлапсировало ядро звезды. Сравнить это можно с судебно-медицинским исследованием гибели звезды.

Участник исследования Giovanna Zanardo

Наблюдения позволили обнаружить в центре останков признаки того, чего не удавалось наблюдать ранее. Может это быть пульсаром, который не могли обнаружить астрономы с момента взрыва сверхновой, или плерионом, которым управляет нейтронная вращающаяся звезда. Только теперь удалось ученым увидеть скрытое мусором, оставшимся после взрыва.

Ученые другой группы, помимо прочего, разработали трехмерную детализированную симуляцию ударной расширяющейся волны от сверхновой, которая идеальным образом сочетается с наблюдениями. Факт этот говорит о том, что ученые правильно понимают физику распространения остатков и состав, окружающей сверхновую среды, что дает возможность проникнуть в тайну формирования остатков галактики SN1987.

Вид сверхновой: полученный Хабблом в 2010 году (справа); с телескопов ATCA и ALMA (в центре); визуализация, сгенерированная на компьютере, показывающая расположение возможного пульсара.

Астрономы обнаружили самую древнюю сверхновую