10/11/2014

Планета легковесная и непунктуальная

Джозеф Шмидт (Joseph Schmidt) из Йельского университета обнаружил новую планету, время обращения которой вокруг звезды постоянно меняется, отчего ее и не нашли раньше.

Орбиту планеты было крайне сложно вычислить, поскольку она постоянно меняется из-за гравитационного влияния других планет в своей системе. «На Земле эти эффекты тоже присутствуют, но они очень малы — в пределе одной секунды, — объяснил Джозеф Шмидт. — Орбитальный период PH3c изменился на 10,5 часов всего за 10 орбит».

Это несоответствие мешало ранее зафиксировать планету с помощью автоматизированных компьютерных алгоритмов, которые определяют звездные кривые блеска и определяют регулярные провалы в них, вызванные объектами, проходящими перед звездой.

На помощь исследователям пришла Planet Hunters — это программа, с помощью которой с 2010 года уже обнаружили более 60 планет–кандидатов. Она работает в тесном контакте с широким астрономическим сообществом, которое отслеживает результаты работы программы и оперативно вносит свои коррективы.

«Это своеобразное человеческое измерение науки, — сказала Дебра Фишер, возглавляющая группу экзопланет в Йельском университете и соавтор статьи. — Компьютеры не могут найти неожиданное, зато люди — могут».

Более 300 000 добровольцев участвуют в работе Planet Hunters, который координируется Йельского и Оксфордского университета. Обновленный сайт этой программы позволяет Planet Hunters быстрее, чем раньше анализировать данные. Мало того, что Planet Hunters помогла отыскать PH3c, но с ее помощью астрономам удалось выяснить кое-что об еще двух планетах, расположенных по сторонам PH3c.

Внешняя планета, PH3d немного больше и тяжелее, чем Сатурн. Внутренняя планета, PH3b может иметь скалистый состав, как и Земля. Как объяснил Шмидт, именно обнаружение средней планеты позволило убедиться в существовании двух других и вычислить их массы.

Дело в том, что наблюдения за одной планетой не дает достаточно информации — нужно видеть обе планеты с меняющимися орбитальными периодами для того, чтобы выяснить, массы планет. Орбитальный период внешней планеты также изменяется, но незначительно, примерно на 10 минут. Образец пунктуальности, в сравнении с соседкой.

Учеными обнаружена новая планета