21/10/2014

Микробиологи: Бактерии могут перехитрить антибиотики

Группа микробиологов из Университета Вандербильта (США) во главе с профессором Эриком Скааром (Erick Scaar) выяснила, что одним из путей, при помощи которых патогенная микрофлора развивает устойчивость к антибиотикам в организме человека, является смена способа выработки энергии и превращение  в «слабый» вариант колонии. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Host and Microbe.

Скаар сравнивает золотистый стафилококк и другие патогенные микроорганизмы с бандой хулиганов, которые, пока вы принимаете лекарства, перестают питаться совместно и прикидываются неактивными штаммами. Как только вы прекращаете лечение, думая, что выздоровели, они восстают, вызывая еще более тяжелую форму инфекции.

До сих пор считалось, что все бактерии, резистентные к антибиотикам, генетически родственны. Но Эрик Скаар и его коллеги предположили, что существуют отдельные штаммы бактерий, каждый из которых выработал устойчивость своим путем и обменивается недостающими веществами с другими видами микробов.

Для доказательства этой гипотезы был проведен эксперимент. Ученые поместили в одну питательную среду два разных вида стафилококка: один, который не может вырабатывать гем, а другому не достает соединения менахинон. Через некоторое время в пробирке развилось чудовищное количество стафилококков. Далее был проведен эксперимент на мышах.

Ученые ввели в организм мышей разные штаммы стафилакокка, вызывающие остеомиелит: гем- и менахонин-дефицитный, а также их смесь. Каждый из видов по отдельности вызвал лишь незначительное инфекционное заболевание, тогда как смешанный вариант стал причиной тяжелейшего поражения костной системы.

Таким образом, исследователи установили, что устойчивость к антибиотикам может развиться в результате кооперации отдельных штаммов бактерий. Это позволит выработать новые подходы к лечению таких случаев. Например, одним из вариантов борьбы с вредными микроорганизмами является предотвращение питательного обмена между ними.

Сахар усиливает действие антибиотиков и убивает смертельные бактерии

Ложка сахара позволяет не только легче проглотить лекарство, но также может усилить его действие, согласно результатам нового анализа. Они показали, что сахар может увеличить эффективность некоторых антибиотиков, уничтожающих бактериальные инфекции. Добавление сахара в медикаменты может удвоить их действия при лечении некоторых хронических бактериальных инфекций, включая стафилококк и туберкулез. Пока исследования были проведены только на животных, и необходимо провести больше исследований, чтобы точно определить, являются ли результаты действительными для людей.

Антибактериальное покрытие, уничтожающее до 99% бактерий