18/07/2013

В США нашли останки рогатого динозавра

Ископаемые ранее неизвестного вида ящеров, обитавших в мезозойскую эру, были обнаружены еще в 2006 году группой археологов в национальном парке «Большая лестница». Работы проводились под руководством Скотта Сэмпсона из Университета штата Юта в Солт-Лейк-Сити (США).

Для подготовки и изучения останков ученым потребовалось несколько лет. Структура окаменелостей позволила специалистам отнести их обладателей к новому виду Nasutoceratops titusi, получившему название в честь одного из экспертов национального парка Алана Титуса. Nasutoceratops titusi относится к семейству цератопсид, живших в конце мелового периода.

Эти рогатые травоядные динозавры обитали в болотистой местности с теплым климатом, расположенной в западной части Северной Америки на территории Ларамиды около 75 миллионов лет назад. Длина тела Насутоцератопса достигала 5 метров, а вес составлял 2,5 тонны – примерно в 2 раза меньше, чем у представителей цератопсов и торозавров.

Рептилия обладала и типичными чертами, характерными для цератопсид – большим черепом, двумя рогами крупных размеров и костистым «щитом» - и в тоже время значительно отличался от них. У насутоцератопсов, например, был довольно крупный и плоский клюв-нос, а также совершенно неопасные для хищников прямые с загнутыми кончиками рога. На костяном «воротнике» животного отсутствовали выросты, свойственные другим цератопсидам. Открытие этого динозавра, в очередной раз подтверждает тот факт, что рога цератопсов служили для устрашения конкурентов, а также привлечения в брачный период внимания самок, отмечают ученые.

Впоследствии, рога могли приобрести новое предназначение – средства защиты от многочисленных хищников, о чем свидетельствуют следы столкновений трицератопсов и тираннозавров, оставшиеся на костях этих ящеров.

Ученые обнаружили колонию древних птеродактилей