01/03/2013

Специалисты NASA не могут объяснить феномен еще одного радиационного пояса Земли

Научные спутники, которые были запущены в августе прошлого года, помогли американским ученым обнаружить еще один радиационный пояс Земли. Эта находка привела в смятение астрономов и специалистов NASA. Космическое ведомство США в четверг объявило об этом неожиданном открытии, назвав его «загадочным» и «феноменальным».

«Мы затрудняемся ответить, почему мы этот радиационный пояс не видели раньше, — признался Годдарда Шри Канекал, ведущий сотрудник Центра космических полетов имени. — Возможно, речь идет о каком-то редком явлении. Природа не перестает удивлять нас».

Третий радиационный пояс, как сообщил Канекал, был обнаружен космическими аппаратами между уже известными двумя зонами повышенной радиации на высоте в несколько тысяч километров над Землей. «Нам это показалось весьма странным, и мы подумали, что с нашими приборами что-то случилось. Но время шло, а радиационный пояс не исчезал. Проверив приборы, мы убедились, что с ними все в порядке», - рассказал специалист.

Однако ученых поджидал впереди еще один сюрприз. Третий радиационный пояс через месяц после начала наблюдений исчез в результате мощной вспышки на Солнце, продемонстрировав тем самым свой непостоянный характер.

Это открытие, по мнению сотрудников NASA, меняет современные научные представления о радиационных поясах Земли, которые были обнаружены еще в 1958 году с помощью запусков первых советских и американских спутников. Радиационные пояса представляют собой области магнитосферы, где накапливаются такие высокоэнергетичные заряженные частицы, как протоны и электроны. Изучение этих частиц, в частности, необходимо для организации полетов в дальний космос, где существует вероятность повышенного воздействия на организм человека радиации.

NASA запустило 30августа прошлого года с помощью ракеты-носителя «Атлас-5», которая стартовала с базы ВВС два спутника-близнеца для изучения радиационных поясов. Разработанный в Центре космических полетов имени Годдарда в сотрудничестве с рядом других научных лабораторий проект рассчитан на два года.

Два идентичных космических аппарата в настоящее время находятся на высоких эллиптических орбитах и передают с помощью многочисленных приборов на Землю информацию о процессах, протекающих в ее радиационных поясах (внутреннем и внешнем). Следуя друг за другом, спутники позволяют ученым сравнивать данные, которые поступают с некоторым временным интервалом из одной и той же точки в пространстве.

Специалисты NASA надеются получить новую информацию о зарождении потоков элементарных частиц, влиянии солнечной активности в околоземном пространстве на уровень радиации, а также степень опасности этих явлений для жизнедеятельности человека, включая работу различных радиоэлектронных систем. «С помощью этого проекта мы сможем использовать магнитосферу Земли в качестве естественной лаборатории, для выяснения причин возникновения и распространения во Вселенной радиации», — заявил Бэрри Мок, сотрудник Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Гопкинса. «В этой области осталось еще немало загадок», отметил Мок он в заключении.

Японцы хотят создать вокруг Луны «пояс» из солнечных батарей

Инженеры строительной компании Shimizu Corp. в Японии предложили недавно создать вокруг экватора естественного спутника Земли пояс из солнечных панелей, который позволит обеспечить электричеством сразу нескольких крупнейших стран мира. По словам специалистов, передача электроэнергии на Землю от «пояса» будет осуществляться посредством микроволновых или лазерных передатчиков. Лунная электростанция подобного типа теоретически способна вырабатывать каждый год более 13 тыс. тераватт энергии.

«Планета 9» может нанести метеоритный удар по Земле