08/01/2013

Гипотезу занесения жизни из космоса на Землю проверят российские ученые

Специалисты из Института медико-биологических проблем (ИМБП) РАН планируют провести весной текущего года около 80 биологических экспериментов в космосе во время запуска научного спутника «Бион-М» №1, как сообщил Игорь Ушаков, директор института.

Он выразил свою благодарность руководству Роскосмоса за перенос на полгода запуска аппарата, поскольку в первоначально установленные сроки - осенью или зимой – возникли бы трудности в работе с животными в виду холодов и короткого светлого времени после посадки аппарата. «Тогда мы могли бы потерять значительную часть экспериментальных животных. Благодарим за то, что нам пошли на встречу. Посадка состоится в мае и это оптимальное время для осуществления такого уникального эксперимента», - отметил Ушаков.

Данный эксперимент будет отличаться от предыдущих запусков «Бионов» тем, что научный материал будет размещен не только внутри, но также на внешней стороне спутника, что позволит проверить гипотезу панспермии или занесения из космоса жизни на Землю.

«Это позволит нам оценить некоторые гипотезы, имеющие отношение к возникновению и распространению жизни во Вселенной. Иными словами решатся задачи, связанные с оценкой устойчивости микроорганизмов к космическим условиям, помещенных в капсулах и минералах, которые будут моделировать фрагменты метеоритов, попавших после прохождения плотных атмосферных слоев на Землю. Данным экспериментом продолжатся работы по изучению этих теорий. В целом это увлекательное научное направление, называющееся астробиологией», - рассказал Ушаков.

Директор института также сообщил о предстоящем проведении биотехнологических экспериментов, связанных с утилизацией в космосе различных материалов. «Такая проблема существует. В ходе космического полета многие биологические материалы становятся ненужными, их необходимо утилизировать и хорошо, если утилизировать их удастся с определенной пользой для экипажа», - отметил Ушаков.

Он еще добавил, что будет множество радиобиологических экспериментов. «Одним из главных барьеров для проникновения человека в дальний космос является радиация. И оценивание резистентности к космической радиации различных клеточных систем, живых тканей и органов будут происходить с помощью молекулярно-генетических методов», - пояснил Ушаков.

«Всего будет проведено 79 медико-биологических экспериментов, которые были предложены специалистами РАН, РАМН, отечественными и зарубежными университетами», - пояснил Ушаков. В целом Научная программа экспериментов годового полета будет координироваться главным образом специалистами ЦНИИМаш.

По словам Ушакова в проекте участие примут специалисты из Франции, Германии, США, Южной Кореи, Италии, Малайзии и Украины. «В этом проекте участвуют в общей сложности 20 российских НИИ и примерно 15 иностранных университетов», - добавил собеседник.

В ходе «Бион-М», как сообщил директор института, будут применяться очень разнообразные биологические виды. Речь идет в частности, о монгольских песчанках, линейных мышах, рептилиях (гекконы), рыбах, плодах и семенах растений.

Ученые изучают антарктический голубой лед с космической пылью

Российские специалисты активно изучали свойства голубого льда с космической пылью. Его собрали участники метеоритной экспедиции, которая прошла в конце 2015 года и начале 2016 года. Голубой лед содержит частицы космической пыли. Специалисты за это время активным образом изучали свойства голубого льда в лабораторных условиях. Первые результаты исследования будут опубликованы уже в феврале

Пластик защитит астронавтов во время полета на Марс

Все мы каждый день пользуемся пластиковыми пакетами для мусора. Мы настолько привыкли к ним, что не представляем, как можно их использовать в других целях. Но кто бы мог подумать, что скромный пакет для мусора может сыграть ключевую роль в полете человека на Марс?!

«Космические носы» помогут астронавтам МКС находить утечки радиации