03/01/2013

"Молекула памяти" не связана с ее формированием

Опыты на трансгенных мышах, проведенные независимо двумя группами нейробиологов, показали, что протеинкиназа М-дзета (PKM-?), белок еще известный как "молекула памяти", в действительности никак не связан с ее формированием и поддержанием. Краткое содержание обеих публикаций, появившихся на страницах журнала Nature, передает Nature News.

Представление ученых о "молекуле памяти" было основано на опытах, в которых им удалось стереть воспоминания крыс, заблокировав при помощи специального пептида-ингибитора ZIP на некоторое время работу PKM-?. Введение этого пептида в различные области головного мозга, которое было выполнено непосредственно перед стимулом-напоминанием, приводило к тому, что ранее выработанный условный рефлекс исчезал у животных.

Авторы двух новых статей обратили свое внимание, что все научные публикации, в которых была исследована роль PKM-?, проводились с применением именно ингибитора ZIP. Тогда ученые решили воспроизвести подобный эффект, удалив ген самой PKM-? из генома животных, не прибегая к помощи пептида.

Как выяснилось, удаление "гена памяти" у трансгенных мышей не влияло на запоминание ими новой информации. Этот эффект можно было бы объяснить некой компенсацией – выполнение роли PKM-? в ходе развития каким-то другим белком. Однако, аналогичное отсутствие влияния на память было замечено и у тех мышей, у которых ген из генома был удален уже во взрослом возрасте, когда практически невозможна полная компенсация.

Примечательно то, что ингибитор ZIP на память трансгенных мышей и контрольных животных оказывал одинаковое действие. Таким образом, создаваемый им эффект стирания воспоминаний оказался связан вовсе не с ингибированием PKM-?, как предполагалось ранее, а с действием на какие-то еще неизвестные мишени.

В нейробиологии одним из наиболее быстро развивающихся направлений является исследование памяти. Основой памяти считается долговременная потенциация – увеличение эффективности проведения импульса в определенных синапсах между нейронами. Стоит отметить, что ранее считалось, что повышение эффективности синапсов зависит именно от PKM-?.

Улучшают память две чашки какао в течение суток

Исследователи опытным путем смогли выяснить, что при постоянном употреблении какао или еще горячего шоколада у людей в значительной степени улучшается память. Данные напитки в особенности полезно употреблять пожилым людям, которые страдают провалами в памяти. Ученые, представляющие Гарвардский университет выполнили исследование согласно результатам, которого точно установлено, что употребление двух чашек какао в месяц положительно отражается на улучшении кровообращения в головном мозге человека. Улучшение снабжения мозга кислородом самым положительным образом

Американцы раскрыли тайну старческой забывчивости

Ученые из США выяснили причины увеличения забывчивости в преклонном возрасте. Исходя из опыта на мышах, связано это с пониженным уровнем белка в человеческом мозге, который несет ответственность непосредственно за потерю памяти. Эксперты полагают, что данное открытие поможет разработать новые методики лечения, которые спасают в пожилом возрасте от забывчивости. Во время работы сотрудники медцентра при Колумбийском университете провели анализ головной мозг 8 человек, умерших в возрасте от 22 до 88 лет.

Чем меньше синапсов в мозге, тем яснее наши мысли