25/12/2012

Физики предложили палеонтологам новый метод исследования ископаемых

Физиками был разработан новый метод исследования отпечатков древних животных и насекомых, с помощью которого можно разглядеть все элементы анатомии, невидимые глазу человека и незаметные для микроскопа. Краткое содержание работы, опубликованной в журнале Applied Physics A, приводи ScienceNow.

Метод предусматривает облучение рентгеновскими лучами высокой энергии окаменелости с последующим наблюдением появляющейся флюоресценции. Фотоны с разной длиной волны переизлучаются разными атомами, поэтому метод позволяет увидеть, как расположены элементы на поверхности объекта. Рентгеновская флюоресценция в отличие от широко применяемой сейчас масс-спектрометрии, не разрушает сам объект и не вносит в него никаких изменений.

Этот новый метод помог авторам установить, что ископаемое возрастом в 50 млн лет, которую палеонтологи долгое время считали отпечатком шкуры сброшенной ящерицей во время линьки, является в действительности отпечатком самой ящерицы. Это удалось выяснить благодаря обнаружению в области головы часто расположенных пятен фосфора, которые соответствовали зубам рептилии. И учитывая то факт, что ящерицы зубы во время линьки не сбрасывают, то древняя окаменелость может являться лишь отпечатком самого животного.

Ученые полагают, что новый метод станет особенно важным при анализе уже ранее исследованных отпечатков, так как сможет раскрыть новую информацию о них.

Химический анализ окаменелостей, выполненный в более ранних исследованиях, позволил определить, что между чернилами древних каракатиц и чернилами современных моллюсков не было практически никакой разницы. Возраст исследованных отпечатков достигал 160 миллионов лет.

Рентгеновское излучение помогло обнаружить скрытую картину де Гойя