10/11/2012

У яиц обнаружена способность к обучению

Орнитологи установили, что птицы вида Malurus cyaneus или австралийские крапивники учат своих птенцов в целях борьбы с кукушками специальным опознавательным трелям, причем еще до их появления на свет. Полная версия работы была опубликована в Current Biology, а ее краткое содержание передает NatureNews.

Странное поведение крапивников было замечено учеными во время записи позывов самок, издаваемых самками при появлении хищников. Орнитологи обратили свое внимание, что птицы поют в "свободное время" для яиц с птенцами. В этой песне были такие же нотки, как и в песнях, с помощью которых самка у самца выпрашивает еду. Когда же птенцы вылупились, они все издавали одинаковый пищевой призыв, отличающийся, тем не менее, от гнезда к гнезду. Он включал в каждом случае те нотки, которые были в песне самки.

Для того, чтобы выяснить, являются ли врожденными или приобретенными данные варианты песни, авторы еще до начала уроков самки поменяли яйца между гнездами. Птенцы, как оказалось, воспроизводят песни не биологических, а своих приемных родителей. Когда же во время кормления ученые проигрывали щебетание чужих птенцов, родители отказывали в пище собственным отпрыскам.

Звуковые пароли необходимы австралийским крапивникам для того, чтобы отличать кукушат от собственных птенцов и не тратить силы на их воспитание. Но ученые столкнулись впервые с тем, что такое обучение осуществляется еще до вылупления. Связано с различной скоростью развития эмбрионов кукушек и крапивников. Первые вылупляются раньше, поэтому не успевают выучить песню, которую самка начинает исполнять только на десятый день после откладывания яиц.