04/09/2012

Мышам вернули возможность различать запахи

Ученым из Америки удалось восстановить обоняние мышам, страдающим от врожденной аносмии (неспособность различать запахи). Они надеются, что этот метод в будущем может помочь людям, которые страдают аносмией и другими заболеваниями, - сообщает Nature Medicine, основываясь на результаты исследований.

Ученые медицинской школы Университета Мичигана разгадали процесс развития аносмии на уровне клеток. Им стало известно, что при врожденном генетическом дефекте нарушается целостность белка IFT88, что провоцирует нехватку ресничек в слизистой оболочке носовой полости. На кончиках этих ресничек расположены рецепторы обоняния. При дисфункции ресничек мыши теряют способность различия запахов, этим самым снижается масса тела и продолжительность жизни.

В исследованиях участвовали мыши с врожденным генетическим дефектом белка IFT88. Ученые видоизменили вирус обыкновенной простуды, встроив в него недостающею последовательность ДНК для синтеза IFT88. Введенный мышам вирус успешно поразил их клетки. В итоге было обнаружено, что проводимость сигналов по нейронам стала намного лучше, а это повлекло за собой рост количества клеточных ресничек. Через 14 дней после введения вируса мыши увеличили массу своего тела на 60%, что свидетельствует о возвращение аппетита. Для подтверждения доказательств на обонятельный орган мышей воздействовали амилацетатом (амиловый эфир уксусной кислоты, обладающий специфическим запахом), что привело обонятельные нейроны в правильное возбуждение.

Ученые заметили, что генетический недостаток белка IFT88, может привести к уменьшению количества ресничек в клетках носовой полости, а также и на поверхностях остальных органов. Это может привести к развитию таких заболеваний как пигментная дегенерация сетчатки, поликистозная нефропатия, синдром Барде-Бидля и т.д. Врачи надеются, что этот метод терапии аносмии, проведенном на генетическом уровне  на мышах способен помочь и людям подверженным этой врожденной патологии. Но для адаптации этого метода необходимо несколько лет тщательных исследований.

Новость подготовила: А. Чиркова

Травма головы может привести к потере обоняния и вкуса

Способность ощущать вкус и запах могут быть потеряны или нарушены вследствии травмы головы. Таковы результаты исследования, проведенного учеными из Университета Монтреаля, Реабилитационного центра Люси Брюно и Центра Междисциплинарных Исследований.

Обонятельный «навигатор» имеет каждый человек