27/05/2012

В Приморском крае обнаружены остатки текстиля 9200-летней давности

Ряд дополнительных исследований лоскутков ткани, которые были обнаружены на российском Дальнем Востоке еще в 1970-х годах, помогли установить, что они были сотканы около 9 тысяч лет назад, то есть на 2 тысячи лет раньше, чем прежде считали ученые, что делает их самыми древними образцами текстиля во всей Восточной Азии, а также одними из первых в Евразии, как отмечают археологи в своих сведениях представленных в журнале Antiquity.

Научно-исследовательская группа археологов во главе с Ярославом Кузьминым из Института геологии и минералогии Сибирского отделения РАН в Новосибирске провела повторный анализ фрагментов тканей, найденных в дальневосточной пещере с названием «Чертовы Ворота» в 1970-х годах.

По словам исследователей, в период неолита там обитали древние охотники, оставившие после себя множество костей животных, орудия труда сделанные из камней и костей, а также керамику и различные украшения из раковин моллюсков. Советские археологи в ходе масштабных раскопок в 1973 году в Чертовых Воротах извлекли из многолетних отложений кроме этих артефактов еще и кусочки ткани, которые за несколько тысяч лет погребения превратились в уголь.

В начале 2000 годов специалисты установили возраст данных лоскутков текстиля, используя радиоуглеродный анализ. Подобный метод позволяет точно определить время залегания всевозможных органических останков при помощи соотношения атомов легкого и стабильного углерода-12 и радиоактивного углерода-14 с периодом полураспада в 5,7 тысячи лет. Кусочки ткани из Чертовых Ворот по предварительным оценкам археологов, были погребены на ее дне приблизительно 7 тысяч лет назад, что в значительной мере уступает остальным известным образцам тканей в Восточной Азии.

Так, согласно расчетам археологов, настоящий возраст тканей из пещеры Чертовы Ворота колеблется от 9,2 тысячи до 8,8 тысячи лет. Это уточнение позволяет ученым расценивать их самым древним образцом текстиля, обнаруженным когда-либо в Восточной, Азии и ставит на одну ступень с тканью, найденной в пещере Нахаль Хемар, и другими древнейшими тканями, сохранившихся на ближневосточных стоянках человека.

Камни древнего шамана обнаружены в Панаме

Археологи нашли на западе Панамы в скальном гроте 12 камней необычной формы, спрятанных там шаманом более 4 тысяч лет назад, что является древнейшим свидетельством существования на территории Центральной Америки шаманских культов. Панамскими археологи из Смитсоновского института тропических исследований обнаружили камни в 2007 году в ходе раскопок в скальном гроте Касита де Пьедра, используемого в качестве убежища древними людьми. Описание находки представлено в статье, опубликованной в текущем выпуске журнала Archaeological

Древний род денисовцев существовал более 110 тыс. лет назад

Благодаря проведению высококачественного анализа ДНК девочки из Денисовой пещеры ученые смогли узнать новые подробности из жизни денисовцев. Как известно, именно денисовцы считаются одними из предков современного человека. Результаты анализа показали, что девочка жила не менее 50 тыс. лет назад, а другие денисовцы приходили в пещеру 110 тыс. лет назад. Окаменелости, о которых идет речь были обнаружены в алтайской пещере в тонкой

Ученые воскресили древнее растение из сибирской вечной мерзлоты

Российским ученым удалось вырастить смолевку узколистую из ткани ее незрелых плодов, которые пролежали тридцать тысяч лет в вечной мерзлоте сибирской тундры. Это первый успешный опыт воскрешения растения из почти мертвой ткани его плодов. Таким образом, смолевка теперь является самым древним из всех многоклеточных организмов, ныне живущих на Земле. Растение вида Silene stenophylla, с белыми кружевными цветочками давало плоды с весьма жизнеспособными семенами.