31/03/2012

Тайна знаменитых подсолнухов Ван Гога раскрыта

Творчество голландского импрессиониста Винсента Ван Гога давно стало занимать умы специалистов различных научных областей. На протяжении многих десятилетий интерес к картинам открыто проявляли не только художники и искусствоведы, но также медики и астрономы. Теперь творчеством Ван Гога заинтересовались еще и  генетики.

В известной всему миру серии Ван Гога «Подсолнухи» представлены странные цветы. У цветка подсолнечника, как правило, темный круг в центре окаймлен крупными лепестками золотистого цвета. На картине художника же центральный диск подсолнечника спрятался под необычной темно-оранжевой растрепанной порослью. До сих пор было принято считать, что так гений изобразил свои фантазии. На самом деле художник обессмертил мутацию, иногда поражающую солнечный цветок. Такое заключение сделали ученые из Университета Джорджии в США.

Пытаясь выяснить тип мутации, которая придает растению такую своеобразную «разлохмаченную» форму, исследователи предположили, что причиной видоизменений цветка являются мутации  генов CYC.

«Гены, представленные целым семейством, не только оказывают влияние на строение цветков подсолнечника и других родов астровых», - объяснил Марк Чапман, один из авторов исследования. «Присутствие данного гена у «вангоговских цветов» с почти полностью отсутствующим центральным диском практически лишены способности размножаться. Пчелам и другим насекомым нечего опылять. Для того чтобы узнать, как именно работают гены таких мутантов, нами был проведен научный эксперимент.

Задавшись целью получить подсолнух, «как на картине Ван Гога», генетики выполнили процедуру скрещивания обычного подсолнуха с мутантным на половину, то есть подсолнухом, у которого центральный диск был не совсем «лохматым». Растения такого типа еще могли давать потомство. В итоге, ученым удалось вырастить знаменитые подсолнухи.

«Такие подсолнухи появились лишь благодаря мутациям, отмеченным в гене HaCYC2c», - с уверенностью отметил Чапман. «Коварный ген проникает во все ткани цветка, превращая его в растение «лохматое» и бесплодное.

Мутация, которая была увековечена гением, не является широко распространенной. Она возникает совершенно случайно и достаточно быстро исчезает из популяции.

подсолнухи Ван Гога