31/03/2011

Ученые обнаружили обезьяну с повадками коровы

Впервые в Малайзии ученые обнаружили обезьяну, пищеварительная система которой работает подобно той, что у коровы – носач или носатая обезьяна срыгивает проглоченную пищу в ротовую полость для дальнейшего пережевывания так же, как это делают жвачные животные.

Коровы, козы, овцы и другие жвачные животные отличаются сложной системой пищеварения: они недолго жуют растения, проглатывая их, и уже основной процесс разложения принятого корма происходит в желудках, там еда смягчается до определенной консистенции. Затем животные отрыгивают в небольших количествах переработанную пищу в свои рты, чтобы продолжить более тщательное пережевывание. Это жвачка помогает им размельчать пищу и получать, таким образом, все содержащиеся в ней питательные вещества.

Приматы такие как, например, люди и обезьяны, казалось, покрывают целый диапазон всех диетических стратегий наблюдаемых в царстве животных, включая жевание. Но теперь ученые нашли носатую обезьяну или кахау (Nasalis larvatus) на острове Борнео, которая, по всей видимости, жует переработанную пищу, как и представители семейства парнокопытных.

Исследователи использовали видео камеры и бинокль, чтобы наблюдать за 200 носачами, которые жили, питаясь плодами и листьями, растущими вдоль притока Реки Кинабатанган в Малайзии (штат Сабах). Эти приматы получили такие названия из-за больших носов характерных для самцов, которые они, как предполагают ученые, используют для привлечения самок.

Один из исследователей и приматолог из Киотского Университета в Японии, Икки Матсуда (Ikki Matsuda) сообщил агентству LiveScience следующее: "Существует, конечно, много препятствий на пути к исследованию необычного поведения животных. Лес полон комарами и пиявками. Из-за сильно дождливого сезона речная вода достигает уровня пояса, даже в лесу".

"Это было действительно жутко, поскольку это время, когда крокодилы приходят вовнутрь леса, и множество других созданий подобно многоножкам и паукам приближались ко мне в воде" – добавил Матсуда.

Исследователи видели 23 обезьян, жевавших свою изрыгнутую пищу, по крайней мере, один раз. Было отмечено, что обезьяны высовывают свои языки прежде, чем они изрыгнут переработанный корм, сохраняя его во рту. Ученые непрерывно наблюдали за одним взрослым самцом кахау в течение 169 дней, наблюдая за тем, как он, срыгивая, жевал переработанную пищу в течение 11 дней. Этот жевательный процесс обычно происходил, когда носач тратил больше времени на еду, предполагая тот факт, что срыгивание помогало обезьяне быстрее переваривать пищу и, возможно, помогало тем самым больше съедать.

Известны случаи, когда гориллы и даже люди пережевывают изрыгнутую пищу, но это считается как патологическое поведение. У носачей же совсем наоборот это является частью здорового питания. Будущее исследование, по словам Маркуса Клаусса (Marcus Clauss), физиолога живой природы из Университета Зуриха в Швейцарии, поможет изучить независимо других обезьян, как например, лангуры или тонкотелы, которые также относятся к жвачным животным.

Ученые описали подробно свои сведения в он-лайн версии мартовского выпуска журнала "Biology Letters".

Оригинал (на англ. языке): LiveScience  Перевод: М. Гончар

Ископаемое вымершего вида морской коровы обнаружено в Филиппинах

Кости вымершего вида морской коровы, которая жила около 20 миллионов лет тому назад были обнаружены в пещере в Филиппинах группой итальянских ученых, как сообщил глава экспедиции в понедельник. Несколько ребер и частей позвоночника водного млекопитающего были обнаружены в феврале и марте в известковой скале выше уровня воды подземной реки на острове Палаван (Palawan), как рассказал геолог Леонардо Пицини (Leonardo Piccini) из Университета Флоренции.

На ежедневный объем даваемого коровами молока большое влияние оказывает пол теленка