31/01/2011

Археологи: лиса была лучшим другом человека

Новые археологические сведения показали, что у древних людей возможно "верным другом" среди животных считались не собаки, а лисы.

Ученые, исследуя останки, извлеченные из доисторической похоронной земли в Иордании открыли могилу, в которой лиса была похоронена вместе с человеком, прежде, чем часть ее была затем перемещена в соседнюю могилу.

Группа ученных Университета Кембриджа верит, что беспрецедентный случай указывает на нечто вроде эмоциональной привязанности между человеком и лисой. Их исследовательский документ, опубликованный недавно, подчеркивает вероятность того, что лису, возможно, держали как домашнего питомца и похоронили для сопровождения своего хозяина или хозяйки в загробную жизнь.

Если это так, то значит это первое древнее захоронение, свидетельствующее о том, что задолго до того, как мы начали охотиться на лис, используя собак, наши предки держали их как домашних животных – намного раньше, чем их собачьих родственников.

Кладбище, в Уюн-аль-Хамамм, в северной Иордании, которому почти 16500 лет, что делает могилу на 4000 лет более древней, чем известное самое раннее захоронение человека с собакой и на 7000 лет раннее, чем что-либо подобное здесь, включая лису.

Записав сведения в журнале открытого доступа, PLoS One, исследователи также предполагают, что этот древний пример захоронения человека с животным может быть частью более полного изображения растущей культурной сложности, которая обычно связана с обществами земледелия Неолитической эры, возникший на тысячи лет позже.

К сожалению любителей лис, отношения между человеком и этим особенным зверем были, вероятно, недолгими. В документе также сообщается о том, что вряд ли лисы когда-либо были приручены полностью и, что рост тенденции содержать их в более ранний период, как дружественное домашнее животное значительно сократился в течение последующих тысячелетий, так как их владельцы стали больше предпочитать среди животных себе в друзья собак.

Исследование было сфокусировано на содержании двух конкретных могил в Уюн-аль-Хамамм, которые расположены на древней речной террасе в небольшой речной долине Вади Зиклаб. Это место стало одним из самых интересных для археологов с момента открытия первых могил в 2005 году, поскольку оно является богатым источником информации о так называемом раннем периоде Epipalaeolithic, отмеченном 16500 лет тому назад.

Научно-исследовательская группа Кембриджа установила связь между Могилой I в этой местности и Мргилой VIII, которая располагалась рядом с ней, но только была позднее открыта. В первой, ученые идентифицировали останки двух взрослых людей, вероятно мужчины и женщины. Мужчина был похоронен раньше, чем женщина, и рядом с ним находились череп и плечевая кость лисы, а также другие похоронные атрибуты.

Только когда была открыта Могила VIII, исследователи обнаружили как человеческие останки, которые могли принадлежать тому же человеку, так и останки скелета, принадлежавшие почти, несомненно, той же лисе. Скелет лисы был целым за исключением ее черепа и правого плеча, которые ученые уже обнаружили ранее в соседней могиле. Дальнейшие исследования указывали на то, что останки  на самом деле принадлежали той рыжей лисе.

Существует множество предположений о том, что перемещение частей тела несут в себе большую значимость. Поскольку ни один из других похоронных атрибутов за исключением лисы не считался стоящим перемещения и не был перемещен, четко выделяя существование особых взаимоотношений между лисой и человеком. Другие такие случаи очень редкие. Множество следующих самых ранних совместных захоронений людей и собак, включая одно из мест в Израиле, где женщина была похоронена, держа руку на щенке, почти на 4000 лет более ранние, чем Уюн-аль-Хамамм. Исследования лис показывают, что они могли служить человеку, но, что процесс их приручения вовсе не легкий, поскольку эти животные коварные и осторожные от природы. Возможно по этой причине, как полагают исследователи, именно собаки в конце концов достигли статуса "лучшего друга" человека.

Оригинал (на англ. языке): Physorg  Перевод: М. Гончар

В Британии лисица ведет собачий образ жизни

Сообщается, что хищник по имени Рокси проживает у местного жителя Джеффа Грюкока, который забрал животное из реабилитационного центра, где оно проходило курс реабилитации после полученного во время жизни в дикой природе ранения. По информации, лисица настолько привязалась к мужчине и его нескольким собакам, что сейчас образом жизни Рокси полностью копирует младших друзей человека. Так, лиса ест вместо мяса собачий корм, гуляет на поводке и спит

Учеными восстановлен ДНК человек, который жил четыре века назад

Поистине уникальным открытием явился факт установки учеными из Германского института ДНК человека древнейшего рода Гейдельберг, который жил на этом свете более четырех столетий назад. По сообщениям журналистов из мирового издательства «Nature», этот человек жил в гроте вблизи к Испании, имея родственную связь с так называемыми денисовцами. Экспертами, проводившими это исследование, сначала был установлен факт принадлежности кости древнего человека к неандертальскому племени, однако полученные впоследствии более точные данные генома сказали

Обнаружены руины римской башни-сторожевой возрастом 1,700 лет в Швейцарии

Археологи в Швейцарии обнаружили останки сторожевой башни четвертого века нашей эры, построенной для защиты границы Римской империи. Останки римской башни-сторожки, датированные четвертым веком нашей эры, были найдены у реки Рейн в северной Швейцарии. Башня-сторожевая имела квадратное основание размером 23 на 23 фута (7 на 7 метров) и стены толщиной 3 фута (1 метр), говорится в переведенном заявлении исследователей.