04/01/2011

Раскрыт секрет механизма свечения морской улитки

Двое американских ученых Института Океанографии Скриппса в Сан Диего представили первые подробные сведения о загадочных вспышках, ослепляющего биолюминесцентного света производимого малоизвестной морской улиткой.

Дмитрий Дехеин (Dimitri Deheyn) и Нерида Вилсон (Nerida Wilson) из Института Океанографии Скриппса изучили вид небольших морских береговых улиток "clusterwink", обычно обитающий плотными группами или группами на скалистых побережьях. Эти улитки известны тем, что светятся, но исследователи обнаружили, что испуская сфокусированный луч света, животное использует свою оболочку, чтобы разбрасывать и распространять яркий зеленый биолюминесцентный свет во все направления.

Исследователи, которые описали свои сведения в он-лайн версии Протоколов Королевского Общества Б (Биологические Науки), сообщили, что способность улиток вида Hinea brasiliana светиться может быть отпугивающим средством, чтобы отражать потенциальных хищников, используя рассеянный биолюминесцентный свет и создавая, таким образом, иллюзию животного больших размеров.

Результаты экспериментов, проведенных в Экспериментальных Аквариумных устройствах Скриппса, показали, что H. brasiliana начинала светиться, чувствуя опасность, и будучи встревожена присутствием краба или плавающей креветкой, которых помещали в аквариум с улиткой для проверки реакции. Вилсон собрала улиток, использованных в анализе, в Австралии и сотрудничала с Дехеиным с целью охарактеризовать биолюминесценцию.

"Это редкое явление для улиток, обитающих на дне моря, производить биолюминесценцию" – отметила Вилсон. "Но более всего удивительно то, что эта улитка имеет оболочку, которая расширяет сигнал с такой эффективностью".

Открытие механизма, позволяющего улитке распространять свой свет, вызвало удивление исследователей, поскольку этот вид clusterwink обладает непрозрачными, желтоватыми оболочками, которые, казалось бы, должны подавлять световую передачу. Но фактически, когда улитка производит зеленую биолюминесценцию из своего тела, оболочка действует как механизм, способствующий особому рассеиванию света только одного конкретного цвета.

Дехеин сообщил, что такое свойство рождает острый интерес в оптике, исследованиях биологического проектирования и промышленном производстве.

"Возможность световой диффузии, которую мы видим в этой улитке намного лучше, чем уже известный материал" – сказал Дехеин, специалист Научно-исследовательского Отдела Морской Биологии Скриппса. "Следующее, на чем мы сфокусируем свое внимание, будет то, как ракушка способна это делать, что могло бы стать важным открытием для строительства и создания материалов с улучшенными оптическими возможностями".

Оригинал (на англ. языке): Sciencedaily  Перевод: М. Гончар