13/08/2010

Исследованием доказано, что слепыши могут видеть

Слепыши (млекопитающие семейства грызунов) проводят почти всю жизнь под землей, но они не совсем слепые как считали долгое время, и даже обладают цветовой чувствительностью – подтверждает недавно проведенное исследование.

Анатомическое исследование показало, что небольшие глаза этих подземных созданий плохо подходят для их деятельности в темных туннелях и редких наземных путешествий.

Тем не менее, эти представители семейства слепышовых зарываются в туннелях, чтобы уберечь себя от хищников. Согласно чешскому анализу оказалось, что двум видам Африканских слепышей в этом помогает их слаборазвитые органы зрения.

Увидев свет, бьющий из отверстий туннеля, слепыши быстро затыкают их, с целью спастись от таких хищников как медовый барсук и людей.

И это вполне объяснимо, ведь как пишет Ондрэж Котт (Ond?ej Kott), исследователь анализа, студент докторантуры Университета Южной Богемии (University of South Bohemia)"слепыш является традиционной пищей во многих регионах Африки".

На протяжении экспериментов, проведенных исследователями, выявилось, что кроме способности определения света, слепыши обладают еще и ограниченной чувствительностью к цветам. Они среагировали на синий и желто-зеленый свет, но не на красный. Но осталось неясным, способны ли они различать синий, зеленый или желто-зеленый.

В лабиринте

Для проведения эксперимента, исследователи попытались сымитировать сценарий затыкания отверстий, поместив серебристого и гигантского слепышей в лабиринт с туннелями из плексигласа (оргстекла), содержащий садоводческий торф. Как только животные оказались внутри, исследователи накрыли лабиринт, но конец одного туннеля был освещен накаленной лампочкой в 40 Ватт. Затем они проследили за тем, использовали ли слепыши торф, чтобы блокировать свет.

Гигантский слепыш попытался закрыть отверстие в 80% испытаний, а серебристый слепыш – в 85%.

В следующем эксперименте, слепышам предоставили для выбора два ящика для гнездения, в которых находились еда и соответствующий материал; в одном ящике было темно, а другой был освещен белым или монохроматическим светом. Спустя 60 - 90 минут, исследователи проверяли ящики для гнезд, чтобы увидеть, где слепыши устроились.

Слепыши предпочли темный ящик, избегая ящика, освещенного белым, синим, или желто-зеленым светом. Хотя, как оказалось, животные не увидели разницы между темным ящиком и ящиком освещенным красным светом, подтверждая тот факт, что они не способны воспринимать красный свет.

Подземная жизнь

Первое подтверждение того, что слепыш может отличать свет от темноты, было зарегистрировано в 2006 году исследователем Коттом. Благодаря последнему изучению наличие способности различать свет и темноту подтверждено у пяти видов Африканских слепышей. Также, отдельное исследование охарактеризовало анатомию глаза и нервной системы у 11 из 22 известных видов.

"Говоря в общих чертах, все виды хорошо оснащены всем необходимым с точки зрения анатомии для зрения, но в то же время этого всего недостаточно для визуальной остроты", сообщает Котт в новостях LiveScience. У этого семейства грызунов, "мозг может обеспечить пиксельную картинку внешнего мира низкого качества". Существует много других подтверждений тому, что эти подземные грызуны не приспособились использовать свои глаза в темном туннеле или в наземной среде. У Африканского слепыша находятся небольшие хрусталики в глазах, которые плохо собирают свет, это и является причиной их слабого зрения. Кроме того, они обладают слабой способностью ориентироваться в трехмерной среде, с которой они сталкиваются на земле, согласно Котту.

Африканский слепыш – не единственный среди подземных млекопитающих, обладающих ограниченными зрительными способностями. Поведение, характеризующееся избеганием света присуще кротам и ошибочно названным слепыми слепышам. (Обыкновенные слепыши не относятся к семейству Африканских слепышей.)

Оригинал (на англ. языке): LiveScience  Перевод: М. Гончар

Учеными открыты новые свойства темных материй

При изучении темных материй, превалирующих в южной стороне небосклона, ученые сделали потрясающее открытие. Используя гигантский телескопический аппарат ESO VLT, установленный в чилийской обсерватории, они установили новые факты. Ученые произвели замеры темных материй и структурных составляющих галактических облаков, благодаря чему отследили процесс эволюционного изменения. Первичный результат, полученный учеными, показал насколько,

Магия мертвых звезд

Видеть вблизи звезды случалось не каждому, тем более – мертвые, одну из которых, получивших в честь Кеплера Иоганна имя "Сверхновой Кеплера", сегодня видеть можно на фото. С момента ее обнаружения немецким математиком и астрономом уже прошло четыреста лет. Эта, находящаяся в созвездии «Змееносец» звезда является одной из тех немногих, наблюдать которые без использования телескопа было возможно еще недавно. Ученый, обнаружив ее

Ученые из США обнаружили, что клетки иммунной системы атакуют мозг после травмы головы

Ученые из медицинского центра Техасского университета (США) обнаружили, что после полученной травмы головы иммунная система запускает механизм, фактически направленный против клеток головного мозга. Степень наносимого вреда оказалась во многом связанной не с самой травмой, а с описанной иммунной реакцией. Результаты исследования опубликованы в журнале Acta Neuropathologica Communications.