17/07/2010

Астрономы обнаружили в космосе гигантское увеличительное стекло

Астрономы из Калифорнийского Технологического Института (КТИ) и Ecole Polytechnique Federale de Lausanne (EPFL) в Швейцарии впервые обнаружили удаленную галактику, изображение которой увеличивается квазаром, действующим по принципу гравитационной линзы. Открытие, частично основано на наблюдениях, сделанных обсерваторией с острова Гавайи под названием W. M. Keck Observatory, было опубликовано 16 июля в журнале Astronomy & Astrophysics.

Квазары, это отдаленные и чрезвычайно яркие объекты, в центре которых находятся супермассивные черные дыры. Квазар может быть в тысячи раз ярче, чем галактика, состоящая из сотен миллиардов звезд, что чрезвычайно усложняет изучение их материнских галактик. По словам ученых, это исследование позволило лучше понять материнские галактики.

"Это как пытаться разглядеть цвет обода колес машины с включенными яркими фарами", - сказал Фредерик Курбин из EPFL, ведущий автор статьи. Но благодаря гравитационной линзе, заявил он, "мы теперь можем измерить массу материнской галактики этого квазара и преодолеть эту трудность".

Согласно общей теории относительности Эйнштейна, если большая масса (например, большая галактика или кластер галактик) находится на линии взгляда на отдаленную галактику, часть света, идущая от галактики, разделится. Поэтому, наблюдатель на Земле увидит два или даже больше похожих друг на друга изображений уже увеличенной дальней галактики.

Впервые гравитационная линза была открыта в 1979 году - она увеличивала и разделяла изображение удаленного квазара. На сегодня известны сотни гравитационных квазаров. Но, до сих пор, ученые находили квазары, которые находятся на пути взгляда к удаленным галактикам и искажали их изображение. Это первый случай, когда все происходит наоборот: массивная галактика искажает изображение квазара. Только наши информеры новостей расскажут о самых свежих новостях.

Японцы представили лазерное изображение, плавающее в воздухе